Надежда ПИВОВАРОВА,
педагог-психолог
ГУО «Санаторный ясли-сад № 13 г. Мозыря»,
Гомельская область
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям учреждения дошкольного образования не теряет актуальности. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен, дети младшего дошкольного возраста испытывают трудности в адаптации и из-за этого становятся возбудимыми, ранимыми, обидчивыми, плаксивыми, они чаще болеют, так как стресс истощает защитные силы организма.
Исходя из собственного педагогического опыта, после длительных наблюдений за воспитанниками, выявила следующую закономерность – заболеваемость детей этого возраста ежегодно выше, особенно наблюдается осенью, когда как раз и проходит процесс адаптации детей. Как правило, часто болеющие дети труднее адаптируются к новым условиям. Они обычно отстают в физическом и нервно-психическом развитии, часто пропускают занятия. Помимо этого, часто болеющие дети после болезни нуждаются в повторной адаптации.
Ценной помощью в моей работе оказался подбор продуктивных игр и упражнений, направленных на формирование эмоциональных контактов у детей раннего возраста в период адаптации. Именно через игру, действуя в тесном контакте, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности можно добиться положительных результатов.
Единственный язык, который легко даётся детям – это игра. Игра имеет большое значение в развитии детей младшего дошкольного возраста и способствует их гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Чтобы сформировать у детей положительную установку, желание посещать детский сад, создаю в группе атмосферу тепла, уюта. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекаю в игровую деятельность, делая её важной и значимой для них.
Важную роль в облегчении адаптации играют предметно-пространственная развивающая среда и игровые занятия, которые способствуют снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Каждое игровое занятие объединено одним сказочным сюжетом и носит диагностический эффект, что позволяет на первоначальном этапе выявить детей с проблемами в поведении, эмоциональной сферы.
Структура игрового занятия включает три части:
– организационную (приветствие, внесение игрового персонажа);
– основную (чтение потешки о персонаже, игры с песком и водой, музыкально-ритмические упражнения, дидактические упражнения, организация изобразительной деятельности);
– заключительную (уход игрового персонажа, организация самостоятельной деятельности).
При проведении игровых занятий включаю сказочных персонажей. Играя с персонажами, малыши забывают о своих переживаниях, становятся эмоциональными, увлечены происходящим и испытывают удовольствие от общения. Для анализа поведения конфликтовавших детей используется аналогичное поведение сказочных персонажей, совместные игры детей, создается ситуация успеха для каждого ребенка («Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»).
Для сплочения детского коллектива и создания положительного настроя применяю коммуникативные игры с детьми: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости, я буду угощать».
С целью поднятия настроения и доверительных отношений с детьми использую элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание детей), игры с прикосновениями: «Мячик», «Глазки бегают по кругу», «Лимон», «Пружинка».
Прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком –«терапия с песком». К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».
Через игры с песком и водой «Ловись рыбка», «Дождик кап-кап-кап», «Кулачок на кулачок», «Печем пирожки»дети освобождаются от напряжения и беспокойства, получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей.
Для поднятия настроения и облегчения эмоционального состояния применяю пальчиковые игры «Дружба», «Сорока», «Мальчик-пальчик». Эти игры помогают согласованности и координации движений, переключению внимания.
Благодаря ярким атрибутам, игру дети воспринимают с желанием.
Особое удовольствие доставляет детям продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование фломастерами-маркерами, красками, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Воспитанники охотно взаимодействуют с новым материалом. С помощью пены для бритья дети создавали изображения различными способами: рисование ручками, пальчиками, кисточками, красками на самой пене, проводили эксперименты с пеной («Пенка на ладошках», «Разложи пену по стаканам»). Малыши избавлялись от подавленности, преодолевали тревогу,приобретали уверенность в себе.
Дети младшего дошкольного возраста легко возбуждаются и быстро утомляются,поэтому необходимо обеспечить частую смену деятельности.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий «педагог – дети», сопровождаемых играми-путешествиями («В гости к бабушке», «Путешествие в волшебный лес»). В процессе путешествия с помощью выполнения игровых упражнений-имитаций дети свободно выражают свои эмоции.
Малыши любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые умения и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент делаю на сенсорные и моторные игры. Дети в процессе игр учатся преодолевать внутренний барьер и идти на контакт со взрослыми и сверстниками.
При помощи танцевальных игр «Карусели», «Автобус», «Дождик-дождик», «Разминка»дети легче выражают свои чувства, освобождаются от тревоги.
Завершаю занятие играми малой подвижности, подводящими детей к успокоению. Благотворно влияют на органы слуха, вызывают улыбку минутки релаксации с использованием музыкального сопровождения: «Звуки леса», «Шум моря», «Дождливый лес». Музыка успокаивает, стабилизирует эмоциональное состояние детей.
Получая обратную связь после окончания занятий, я вижу изменения в общении детей младшего дошкольного возраста. Воспитанники испытывают потребность в эмоциональном контакте со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес и позитивное отношение друг к другу.
Использование игровой терапии в адаптационный период позволяет более эффективно устранять трудности в общении детей младшего дошкольного возраста.