Наталья КЛОЧКОВА,
заведующий библиотекой
средней школы № 21 Могилева
Как привлечь интерес учащихся к чтению? Через игры, которые не только привлекают внимание к книгам, но и способствуют развитию образного мышления, побуждают к творчеству. Например, учащиеся средней школы № 21 Могилева очень увлеклись рисованием карт по мотивам известных сказок.
Чтобы создать карту сказок, можно использовать как просто бумагу и карандаши, так и заранее подготовленные фоны сказок на компьютере. Нам очень понравился электронный ресурс «Hodilka Master» (http://print-n-play.blogspot.com/2015/11/hodilka-master.html) – это бесплатный графический редактор, предназначенный для создания настольных игр-ходилок.
Но все же, как создать карту сказки, самостоятельно сделать настольную игру?
Алгоритм действий при создании карты сказки
1 Следуем за героем: выделяем основные события, которые происходят с ним. Обращаем внимание: что происходит с героем, где (место), кого встречает герой, какие предметы (персонажи) ему помогают (вредят);
2 Располагаем на карте по горизонтали и вертикали все точки пространства (горы, золотая гора, небо, огненное озеро, мост, дерево, река, лес, море, остров, берег и др.);
3 Где герою угрожает опасность? Какие места опасны для него? Подпишите возле указания на местность название события, которое там происходит (встреча, испытание, борьба, победа, бегство, спасение);
4 Распределите персонажей в пространстве на вашей схеме. Каково пространство помощников? дарителей?
5 Какие волшебные предметы связывают разные точки пространства и помогают герою перемещаться (гребешок, рушник, печь, яблоко и т.д.);
6 Изготовьте персонажей и карточки с волшебными предметами.
Библиотекарю важно прочитать текст сказки вместе с ребенком. А уже после совместно пробовать сделать по ней настольную игру.
Примечательно, что к такой деятельности в нашей школе активно приобщают и родителей учащихся. С этой целью был организован конкурс «Семейное чтение». Условия участия в нем простые. Родителям вместе с детьми нужно прочитать определенную сказку, а после изготовить по ней карту или игру. Все участники получают почетные дипломы.
Но значимо то, что такая общая деятельность очень сближает семьи. В процессе совместного творчества мальчики и девочки хорошо запоминают суть сказки, а еще – на протяжении долгого времени с удовольствием играют в сказочные настольные игры, сделанные своими руками.