Анастасия ПЕТРОЧЕНКО,
учитель биологии
средней школы № 22 г. Могилева
В материале рассмотрена актуальность использования интерактивных методов обучения, и их преимущество над традиционными методами обучения. Предлагается описание положительных сторон внедрения интерактивных тетрадей на уроках биологии в средней школе. Предложен пример использования элемента интерактивной тетради на уроке.
Как только я начала свою педагогическую деятельность, всё чаще стала сталкиваться с проблемой – традиционные методы обучения не всегда оправдывают себя. Учащиеся усваивают новый материал, заучивая, но не всегда понимая его смысл. На мой взгляд, самым сложным является то, что спустя время они не могут в полной мере показать свои знания по конкретной теме. Кроме того, одной из задач школы является то, что учащиеся должны уметь ориентироваться в современном мире, быть в курсе всех инноваций и постоянно идущих вперёд технологий. Для решения этих задач необходимо подобрать такие методы работы, которые способны заинтересовать учащихся. Актуальными на данный момент являются интерактивные методы обучения. Углубившись в эту тему, поняла, что большие возможности в развитии этих методов обучения даёт внедрение в свою работу интерактивных тетрадей на уроках биологии.
Интерактивная тетрадь – это тетрадь, содержащая в себе различные иллюстрации, рисунки, записи, выполненные на заранее подготовленных учителем шаблонах. Шаблоны могут быть в виде гармошек, цветков, кармашков, лепестков, бабочек, различных открывающихся и закрывающихся, крутящихся элементов. Интерактивные элементы вклеиваются учащимися в тетрадь и заполняются самостоятельно под контролем учителя по ходу изучения новой темы. Создаются в технологии «лэпбук», что в переводе с английского, означает «книга на коленях». Такая форма ведения тетрадей позволяет учащимся активно участвовать в изучении новой темы, анализировать, взаимодействовать с новой информацией. Так же ведение таких тетрадей позволяет оживить уроки и, что очень важно, сконцентрировать внимание учащихся.
Использование интерактивных тетрадей, на мой взгляд, имеет много положительных сторон:
1 Постоянная увлечённость темой урока. Учащиеся активно взаимодействуют с учителем, который является лишь помощником, консультантом на таком уроке. Самостоятельно углубляются в тему урока и подробно изучают её. За счет постоянной смены деятельности не проявляют признаков усталости и постоянно поддерживают интерес, желают знать, что их ждёт дальше.
2 Чёткая структура. Каждая новая страница в тетради имеет название темы и номер, что помогает быстро ориентироваться с помощью страницы «Содержание».
3 Яркость и красочность, что привлекает внимание, и побуждает желание рассматривать каждую деталь. Учащиеся с интересом не раз открывают кармашки, разворачивают конверты, различные заготовки учителя, которые сами же ученики и оформили на свой вкус и дополнили полезной информацией по теме.
4 Компактность. Большинство тем, изучаемых на уроках биологии, по программе рассчитаны на несколько часов, соответственно, в обычных рабочих тетрадях они записываются, как разные темы. Использование интерактивных тетрадей позволит увидеть «общую картинку», что является важным для учащихся, так как такой способ ведения тетради позволяет им с лёгкостью запомнить материал, и даже если что-то забыто, быстро восполнить пробелы информации лишь взглянув на картинку, которую они сами создали. К примеру, на уроке биологии в 8-м классе тема «Надкласс Рыбы» рассчитана на 5 часов. Соответственно, в тетради каждый урок записывается как новый и у детей не всегда в голове складывается краткий образ всех понятий, которые необходимо знать. Но если дополнительно завести интерактивную тетрадь, то можно с использованием различных шаблонов, схем, рисунков и кратких записей получить целостный образ по теме «Надкласс Рыбы».
5 Визуализация знаний. Учеными давно было отмечено, что дети воспринимают информацию лучше через визуальные образы. Это развивает их мышление и память.
6 Воспитание бережного отношения. На мой взгляд, это немаловажный пункт, при изучении предмета «Биология». Каждый урок для учащихся должен нести посыл о необходимости беречь природу и окружающий мир. Но чтобы в полной мере это осознать, нужно начинать с таких мелочей, как интерактивная тетрадь, которую они сами создают и в дальнейшем будут её беречь, так как это вещь, сделанная их руками. Прививать понятие, что и с экологией так же, природа полезна, важна и без её существования в первозданном виде будет очень сложно существовать.
7 Позволяет усваивать информацию учащимся с разным уровнем интеллектуального развития. Основной смысл интерактивной тетради – кратко и доступно изложить материал, тем самым донести информацию до каждого. В моём опыте это доказано на использовании одновременно такой тетради с учащимися среднего уровня интеллектуального развития и учащимися 1-го отделения вспомогательной школы.
8 Интерактивная тетрадь повышает интерес к изучению биологии. Успех в изучении предмета во многом зависит от мотивации, которую создаёт учитель. Урок должен быть увлекательным, интересным, ярким, эмоциональным и насыщенным. Достичь этих требований помогает использование интерактивных тетрадей на уроках биологии.
Внедрив использование интерактивных тетрадей на своих уроках, пришла к выводу, что только стоит дать учащимся идею, как они её раскроют.
Приведу пример. Урок биологии в 7-м классе, тема «Цветок, его строение и функции». Каждому учащемуся был предложен лист формата А4 с инструкцией.
«Секрет жизни цветка»
Вам понадобится:
– шаблон цветка;
– клей-карандаш;
– ножницы;
– карандаши, цветные ручки, фломастеры.
Как собрать:
1) Вырежьте прямоугольник ниже и наклейте чашелистики и два лепестка. Лепестки будут перекрываться совсем немного. Нанесите клей на обратную сторону небольшого прямоугольника с края лепестка и закрепите на месте. При желании вы также можете добавить любой цвет лепесткам. Цвет чашелистика – зеленый.
2) Нанесите клей на заднюю часть чашелистика и воткните под лепестки так, чтобы овал остался внутри под лепестками.
3) Найдите и обозначьте цифрами чашелистики (1), венчик (или лепестки) (2), околоцветник (3).
4) Воспользуйтесь учебником и посмотрите, что представляют собой тычинки (4), нарисуйте все их составные части (тычиночная нить (5), пыльник (6)), обозначьте цифрами.
5) Найдите все составные части пестика (7), обозначьте цифрами составные части (завязь (8), столбик (9), рыльце (10)).
6) Рассмотрите рисунок 153 учебника и дорисуйте все необходимые составляющие завязи цветка (стенка завязи (11), семязачаток (12), семяножка (13), яйцеклетка (14)).
Учащиеся по ходу урока оформляли интерактивную тетрадь с комментариями учителя. Были подробно изучены: строение цветка, расположение и функции элементов цветка. Рядом с вклеенным цветком были записаны основные понятия. Многократно повторялись новые термины. Учащиеся активно работали на уроке, задавали вопросы и легко запоминали материал. К следующему уроку дома закончили оформление, раскрасили и декорировали его так, как им этого захотелось. Поставленные задачи в ходе урока были выполнены. Материал усвоен на достаточно высоком уровне, спустя несколько уроков после изучения этой темы, ребята с легкостью отвечали на заданные мной вопросы по теме строения и функций цветка, что говорит об эффективности выбранного мной метода работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивные тетради открывают новые возможности перед педагогом и учащимися, помогают развивать самостоятельность, креативность и критическое мышление, дают волю творчеству и формируют положительное отношению к предмету.