Елена ТУМАР,
учитель начальных классов
ГУО «Верхменская средняя школа им. В.А.Тумара»
Смолевичского района,
Минская область
Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к труду, ознакомления учащихся с разными профессиями.
Задачи: формировать представления о труде как главном условии благополучия человека, средстве его существования; развивать трудовые умения и навыки; воспитывать уважительное отношение к людям труда, углублять знания о профессиях.
Оборудование: рисунок солнца, атласные ленты, рисунки «скоморохов», компьютер, презентация, мультфильм «О профессиях», буквы для названия мероприятия «Ярмарка профессий», рисунки-пазлы, названия ярморочных домиков, чёрный мешок, бинт, ложка, ингредиенты для бутерброда, расчёска, резинка для волос, тряпка, газета, конверт, сувениры по количеству детей, верёвочки.
Ход мероприятия
I Организационный этап
– Займите места те, кто выберет профессию родителей.
– Займите места те, кто хочет работать в агрогородке Алесино (здесь называется местность, в которой расположено ваше учреждение образования).
– Займите места те, кто ещё не выбрал профессию.
– Займите места те, кто хочет стать известным.
– Вы показали, что у каждого есть своё мнение. А теперь попробуем выразить его словами.
II Мотивационно-целевой этап
– Ребята, а зачем вы ходите в школу? (Чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире).
– Для чего нужны эти занятия? (Чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т. д., чтобы поступить в институт или другие учебные заведения).
– И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Как можно раньше вы должны узнать, какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть способности, и… учиться, развивать свои умственные способности на школьных уроках. Неважно, где вы будете обучаться профессии в университете или в колледже – вы должны уметь запоминать, думать, выполнять задания по образцу и придумывать что-то своё. Для овладения любой профессией нужно овладеть необходимыми знаниями.
– Сегодня у нас очень интересная тема. Хотите узнать, какая? Чтобы её узнать, послушайте внимательно стихотворение. Ведь только внимательно слушая, вы сможете узнать тему нашего классного часа:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
– Вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О профессиях.)
– А что такое профессия?
– Ребята, ваши ответы очень интересны и все верны по-своему. Если Вы заглянете в словарь, то увидите, что «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности». (На доске вывешивается надпись со словом «профессия».)
– Давайте вспомним, какие профессии вы знаете? Для этого посмотрим мультфильм. (Видео). Понравился мультфильм? Какие новые профессии вы узнали?
– Ребята, а ведь у каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете и почему? (Ответы детей).
– Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор профессии?
– Выбор сделать нелегко. Каждый из вас, повзрослев, выберет себе профессию. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее к нему готовиться: знакомиться с разнообразием профессий; узнавать, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность, подходит ли она вам по характеру, по состоянию здоровья.Об этом мы постараемся подумать на нашем занятии.
III Сообщение темы и задач
– А для того, чтобы подробнее познакомиться с профессиями, мы отправляемся на ярмарку. (Открывается доска – вход на ярмарку).
– Кто знает, что такое ярмарка? (Ярмарка – это большой торг, обычно с развлечениями).
– Что же происходит на ярмарке? (Продавцы выставляют товары, торгуют).
– Какое настроение на ярмарке?
– Сегодня мы отправимся на необычную ярмарку – это ярмарка профессий. Вы познакомитесь с разными профессиями, поделитесь своими знаниями. А ещё примете участие в развлечениях. Для этого нам нужно посетить ярмарочные домики. За правильные ответы будете получать фишки, за которые в конце ярмарки можно будет купить товар.
Но не забывайте о том, что вы должны быть дружными, поддерживать друг друга и прислушиваться к мнению других.
IV Основной этап
1 Домик ЭВМ (умной машины)
– Вашему вниманию предлагается игра «Доскажи словечко». (Сопровождается показом презентации. За правильный ответ учащимся выдаются фишки).
В школе учит нас … (учитель),
А дворец возвёл … (строитель),
Вам лекарство даёт … (лекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь).
Сварит снадобье вам … (лекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у детей … (вахтёр),
Вам укол назначит … (врач),
Скрипку в руки взял … (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф)
И оставит вам автограф.
В космос мчится … (космонавт)
Или смелый … (астронавт).
Самолётом правит … (лётчик),
Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает … (молодец)!
– Кто назвал профессию лекарь? Так называлась раньше, а теперь она носит название..? (Доктор, врач).
– А как вообще появились профессии?
Как появились профессии?
Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, изготавливали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
2 Домик презентаций
– Сейчас я предлагаю вам посетить презентацию. Хотите? У нас есть ребята, которые получили задание к классному часу и подготовились. Вы должны внимательно посмотреть, понять, о какой профессии идёт речь и после ответить на вопросы.
– Сейчас проверим, кто был самым внимательным и сможет ответить на вопросы:
– Какую профессию выберет девочка в будущем? (Ветеринар).
– Почему она сделала такой выбор? (Любит животных).
За правильные ответы выдаются фишки
Идём дальше.
3 Домик конструкторский
– Рассмотрите внимательно рисунки. Что можете о них сказать? (Предметы, изображённые на рисунках, относятся к разным профессиям. Ткани, ножницы, нитки с иглами – швея; указка, школьная доска, мел – учитель; кирпич, каска, шпатель – строитель; краски, мольберт – художник; шприц – врач).
По мере отгадывания профессий
появляются изображения профессий вместо предметов
– Профессии по своей направленности подразделяются на… Выполните задание и узнаете ответ. Вам нужно собрать пазлы. (Профессии бывают творческие и рабочие).
– Чем они отличаются? Какие ещё профессии можно отнести сюда?
За правильные ответы выдаются фишки
– Молодцы! Отлично справились с заданием. Прошу посетить следующий ярморочный домик.
4 Домик испытаний
– В этом домике скоморохи приготовили вам испытание. Нужно с закрытыми глазами достать из чёрного мешка предмет, наощупь определить, к какой профессии относится этот предмет, а затем выполнить задание.
Предметы для определения наощупь | Профессия | Задание |
Бинт | Доктор | Перебинтовать лапу |
Ложка, разделочная доска, черпак | Повар | Приготовить бутерброд (среди ингредиентов предлагаются лишние) |
Расчёска | Парикмахер | Причесать куклу. Собрать волосы в пучок |
Тряпка, ведро, веник | Уборщица | Собрать мусор (Мелкие кусочки бумаги смести и занести в урну) |
Газета | Почтальон | Написать свой адрес на конверте |
– Легко ли было справиться с заданиями?
– Может ли человек получить профессию без подготовки? (Нет).
– А всегда ли вы с уважением относитесь к труду других людей?
– Каждая профессия самая важная и самая нужная. А ещё, ребята, очень важно, чтобы каждый человек нашёл себе дело по душе. Счастлив тот человек, кто занимается любимым делом. Кто правильно выбрал свою профессию. О таком человеке говорят: «у него золотые руки», «мастер своего дела».
За правильные ответы выдаются фишки
Дополнительное задание «Делай так…»
Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь стать ты лесорубом, делай так…
Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть шофёром, делай так…
Если хочешь стать певцом, то делай так…
Если хочешь стать моделью, делай так…
Вот закончена игра,
Двигаться вперёд пора.
5 Домик догадливых
– Вы познакомились со многими профессиями, попробовали себя в некоторых из них. А в этом домике вам нужно взглянуть на профессию с необычной стороны и подумать, о какой из профессий можно сказать: «самая-самая».
– Какая профессия самая зелёная? (Садовод).
– Какая профессия самая сладкая? (Кондитер).
– Какая профессия самая денежная? (Банкир).
– Какая профессия самая детская? (Учитель, воспитатель).
– Какая профессия самая смешная? (Клоун).
– Какая профессия самая общительная? (Журналист).
– Какая профессия самая серьёзная? (Хирург, сапёр).
За правильные ответы выдаются фишки
Наш путь подходит к завершению.
6 Домик актёров
– Ребята, а вы могли бы сейчас выбрать профессию по душе и приступить к работе? (На ответ «Да» предложить стать за стол с соответствующими предметами, примерить форму, если есть, выполнить какое-либо действие или оказать услугу, чтобы подвести детей к выводу о том, что без профессиональной подготовки это невозможно).
За участие выдаются фишки
– Всему нужно учиться. Без специального образования люди не доверят себя лечить, кормить, стричь, строить дом…
– Любой труд, если к нему относиться серьезно, ответственно, с душой, нелегок. А потому заслуживает уважения. С давних пор на Руси трудолюбивые люди пользуются уважением. Так же и мне приятно, когда вы на уроке внимательны, запоминаете мои слова, с уважением слушаете. Значит, вы цените мой труд. Будьте трудолюбивы, уважайте труд других людей!
7 Итог урока. Торговый домик
– Наш классный час подходит к концу. Вы о многом узнали во время ярмарки, показали свои знания, смекалку. Теперь у вас есть возможность обменять заработанные фишки в Торговом домике. Опускаете фишки в ведёрко, тянете верёвочку. На другом конце верёвки – сюрприз.
V Рефлексия
– Ярмарка профессий закончила свою работу. Давайте вспомним:
– О чём мы говорили?
– Что мы узнали?
– Пригодятся вам знания о новых профессиях? Где и когда вам пригодятся знания о профессиях?
– Что ты запомнил для себя?
– Интересно ли вам было участвовать в ярмарке?