Театральная игрушка в развитии речи дошкольников

- 23:56Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Ирина МАЖЕЙКО,
учитель-дефектолог
ГУО “Ясли-сад № 70 г. Могилева”

 

 

Развитие связной речи является одной из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Одной из форм развития коммуникативных умений детей с нарушениями речи выступает театрализованная игра. Сделать игру наиболее интересной и увлекательной помогают театральные игрушки.

В практике работы пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования для развития связной речи детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях я использую различные театральные игрушки. Применение их на занятии способствуют решению задач речевого развития детей: формированию диалогической речи; составлению описательных рассказов; пересказыванию литературных произведений; заучиванию стихотворений; развитию словесного речевого творчества.

Театральная игрушка является обязательным атрибутом в процессе развертывания диалога с ребенком. Участие в диалоге требует от ребенка сложных умений:

– слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
– формулировать в ответ собственное суждение, правильно выразить его средствами языка;
– менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
– поддерживать определенный эмоциональный тон;
– следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;
– слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

С театральной игрушкой этого добиться намного быстрее и легче, так как общение от имени куклы позволяет ребенку сказать то, что ему самому неловко сделать, и выразить свои лучшие чувства, забывая о речевых проблемах и страхах. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей.  

Использование театральных кукол при обучении детей составлению описательных рассказов об игрушках способствуют формированию навыка связного монологического высказывания ребенка. Для этого важно подобрать такие театральные игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (например: в разных костюмах, разные по цвету и размеру, сделанные из разного материала). Одним из условий эффективности театральной игрушки в обучении детей составлению описательных рассказов является ее живость, образность, эмоциональность, активное действие с ней каждого ребенка.

При обучении детей пересказу театральная игрушка позволяет осмысленно воспроизводить литературный образ в устной речи. При этом ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Особое место в коррекционной работе отводится формированию плавности пересказа, выразительности и фонетической правильности речи.

Действия ребенка с театральной игрушкой способствует также лучшему запоминанию стихотворений, потешек. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Повторяющиеся отдельные слова, словосочетания способствуют запоминанию слов, а затем и активному употреблению в правильном грамматическом оформлении. Ребенок в роли «актера», выступает в позиции того персонажа, о ком рассказывает в своей потешке либо стихотворении.

 

Потешка «Я козочка…»

Я козочка ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке, 
Острые рожки,
Тоненькие ножки,
На самой макушке
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
Как прыгну – сразу забодаю!

 

В различных литературных произведениях, в том числе и в потешках, есть большое количество диалогической речи, что дает возможность быстрее запоминать содержание, используя театральную игрушку в разыгрывании небольших диалогов.

 

Потешка «Курочка-рябушечка»

– Курочка-рябушечка, 
Куда ты пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка,
За чем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить.
– Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
– Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

 

Задача учителя-дефектолога добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность его длительного удерживания в памяти, а также выразительного воспроизведения. Когда ребенок исполняет роль с игрушкой, он ставится в ситуацию необходимости говорить четко и понятно, поэтому эффективно развивается словарь, грамматический строй речи, появляются навыки диалогической речи.

Словесное речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. В ходе действия с театральными игрушками ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекает его в форму связного повествования. Действуя с куклами, детям легче придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел.  

Ребенок не просто играет с театральными игрушками, а живет с ними одной жизнью, любит их. Он сам управляет игрушками, говорит за них. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр, его воображение развивается, он старается лучше запомнить потешки, сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести.

Кроме того, действуя с театральной игрушкой, дети получают эмоциональный подъём, излучают положительную энергию, бодрость, охотно выполняют творческие задания, с удовольствием участвуют в кукольных спектаклях, играх-драматизациях.

Таким образом, использование театральных игрушек в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты: дети более осознанно пользуются языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повышается их речевая активность, появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий