Анна ПОТАПЕНКО,
учитель биологии
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
В современной системе образования нашей страны, как и во всем мире, важной частью является экологическое воспитание. Целью учителя, осуществляющего работу в данном направлении, является формирование экологической культуры детей – необходимого нравственного качества, составляющими которого являются не только знания о природе и способах ее охраны, но и эмоционально-нравственное отношение к природе и положительная деятельность, направленная на ее сохранение.
Вызывает беспокойство тот факт, что большинство современных детей, проживающих в городах, получают представления об обычных природных явлениях лишь при просмотре телевизионных программ и из интернета. Тревожат статистические данные из научных медицинских центров о прогрессирующей гиподинамии среди детей, обусловленной малоподвижным образом жизни. Решению назревших проблем способствует работа учителя, в практике которого осуществляется использование в педагогическом взаимодействии продуктивных технологий и методов. Одним из примеров такого взаимодействия может стать грамотно спланированная учителем «Агроэкологическая велотропа».
Кардинальным отличием «Агроэкологической велотропы» от традиционных методик является централизация развития мировоззрения ребёнка не на трансляции педагогом экологических знаний, а через чувственное осознание взаимосвязи с окружающим миром. Такая тропа уже не первый год действует в гимназии Чечерска Гомельской области. Велотропа носит символическое название – «Интересное рядом».
Что собой представляет агроэкологическая велотропа «Интересное рядом»? Это маршрут, который проходят обучающиеся на велосипеде с целью наблюдения, изучения явлений и процессов в искусственно созданных в процессе хозяйственной деятельности человека экосистемах, а также экосистемах, испытывающих антропогенное воздействие. Кроме того, агроэкологическая велотропа – это один из способов расширить экскурсионные маршруты и увидеть красоту малой родины с необычного ракурса. Подобную тропу можно организовать и активно использовать в учебном заведении любого населенного пункта.
Планирование и организация
Главным условием эффективности агроэкологической велотропы является предварительная работа педагога-гида, включающая составление маршрута, предварительное его изучение и тщательное продумывание заданий, которые будут выполнять учащиеся на остановках-станциях.
Отправной точкой начала маршрута велотропы в небольшом населенном пункте может стать двор учебного заведения. В большом городе точка начала маршрута должна быть хорошо доступна, до нее несовершеннолетние должны без затруднений добраться сами или же в сопровождении взрослых, после чего переданы педагогу-гиду.
Маршрут должен быть легкопроходимым и разнообразным. Последнее будет выполнено, если организаторы маршрута будут использовать дорожки с прекрасными видами и неожиданными местами привала. Так как велотропа агроэкологическая, обязательным условием является включение в маршрут территорий, активно используемых человеком.
Педагог-гид, организующий экскурсию, должен первым осуществить обход и осмотр всего участка местности, обращая внимание на:
– цель маршрута;
– продолжительность маршрута (экскурсия на велотропе должна приносить удовольствие, а не походить на веломарафон);
– обнаружение взаимосвязи между растениями, животными, людьми и окружающей средой;
– возможных участников (например, родителей, второго педагога) и их роли в маршруте;
– места привала – станции, которые являются обязательной частью маршрута. Именно на условных станциях педагог-гид и обучающиеся будут выполнять отведенную каждому работу. Равномерное распределение привалов-станций необязательно. Продолжительная езда в течение некоторого времени, как показала практика, может доставить участникам большое удовольствие.
В качестве необходимого оборудования целесообразно взять с собой фотоаппарат. Для удобства записей участникам понадобятся клипборд-доска с зажимом или блокноты с твердой задней стенкой, простой карандаш, ластик, ручка.
Каждому участнику в начале экскурсии желательно раздать составленную заранее карту-схему маршрута, на которой они могут делать пометки. Карта-схема маршрута позволяет визуализировать предстоящую экскурсию. С ней педагог-гид может ознакомить обучающихся, предлагая участие в экскурсии по велотропе. Изучив карту-схему, дети могут представить то, что они увидят в пути, что их будет ожидать, смогут заранее подготовиться, а, возможно, и отказаться от мероприятия.
Примечание. ВНИМАНИЕ! На экскурсии должны соблюдаться все требования безопасного поведения. Велосипеды всех посетителей агроэкологической велотропы должны быть оснащены зеркалом заднего вида и устройством, подающим звуковой сигнал. На велосипеде впереди закреплен световозвращатель белого цвета, сзади –красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращатели оранжевого цвета. Проверьте, чтобы у каждого посетителя был головной убор и питьевая вода.
Станции и задания
Продумав все возможные остановки-станции, отметив на них интересные для изучения и наблюдения объекты, педагог-гид составляет подходящие для каждой станции задания и упражнения. Для этого понадобятся карточки-задания с вопросами и упражнениями, которые обучающиеся будут выполнять во время остановок на станциях.
Например, на условной станции «Пастбище» педагог-гид обращает внимание обучающихся на особенности травянистого покрова (злаки, зернобобовые и другие фуражные культуры). Стоит отметить, что до появления механизированного сельского хозяйства, в летний период пастбище являлось главным источником пищи для животных.
На станции «Пастбище» можно предложить выполнить задание «Нарисуй, кого ты видишь». Для этого обучающиеся размещаются так, чтобы перед глазами было все пастбище. Гид просит изобразить в блокноте местность с ее особенностями. Как правило, животные всегда вызывают восторг и неподдельный интерес у детей. Рисунки чаще всего получаются веселыми, карикатурными. Упражнение вызывает бурю позитивных эмоций. У обучающихся создается положительный эмоциональный настрой.
На станции «Поле» педагог-гид рассказывает об особенностях полевого биоценоза, акцентируя внимание на:
– искусственном происхождении агроэкосистемы;
– небольшом видовом разнообразии;
– неспособности длительно существовать без поддержки человека;
– незамкнутом круговороте веществ;
– экологической опасности (являются источником загрязняющих веществ – пестицидов, удобрений).
Далее участники экскурсии выполняют задание «Прогулка вдоль кромки поля». Здесь педагог-гид предлагает внимательно присмотреться к почве, оценить ее структуру. В зависимости от времени года на полях могут произрастать основные культуры или сидераты. После уборки урожая остается стерня, возвышаются скирды соломы – все это служит прекрасным материалом для изучения и дальнейшего обсуждения.
Во время велоэкскурсии на полях можно встретить работников сельского хозяйства. Как показывает практика, они охотно идут на контакт с детьми и отвечают на вопросы. При этом учащиеся получают бесценный опыт общения.
Эффективным и интересным является упражнение «Юный агроном». Участники агроэкотропы делятся на несколько групп (например, по пять человек). Группа получает макет с кармашками, на которых написаны агрономические термины и отдельные карточки с определениями. В течение 5 минут участники должны соотнести термин к понятию и разложить карточки в соответствующие кармашки. Включите в задание термин «экологическая безопасность» и выделите его красным. Пусть обучающиеся выдвигают версии ответов на вопрос: почему «экологическая безопасность» особенно выделена в агрономических терминах.
Особое внимание при составлении маршрута стоит обратить на конечную станцию. Это место, где участники смогут отдохнуть, подвести итог экскурсии. Здесь происходит оценка участниками продуктивности развития своей экологической культуры в результате состоявшегося педагогического взаимодействия. Педагог-гид должен создать благоприятную психологическую атмосферу, для этого можно предложить всем участникам удобно расположиться вокруг общего покрывала, расстеленного на земле, приступить к общей трапезе и обсуждению экскурсии.
Рефлексия
Для рефлексии и выявления результативности экскурсии педагог-гид предлагает участникам поиграть в «Закончи фразу». Участники игры должны закончить следующие выражения:
– «Агроэкосистема – это…»
– «Поведение и действия человека в природе должны быть…»;
– «Среди пройденных станций наибольший интерес вызвала…»;
– «Путешествие заставило меня задуматься о…»;
– «Малая родина для меня – это…»;
После проведения экскурсии целесообразно составить фотоотчет, сделать мини-альбомы, которые останутся на память ее участникам.
Таким образом, агроэкологическая велотропа «Интересное рядом» позволяет участникам образовательного процесса узнать о способах эффективно вести хозяйство, получать высокие и качественные урожаи, а также познакомиться с трудностями, с которыми сталкиваются представители аграрной профессии. Обучающиеся получают представление об агроэкосистемах и начинают понимать, что знание особенностей агроэкосистем позволяет лучше осознавать вопросы гармонии в природе, не нарушать природного равновесия. Безусловно, такая экскурсия способствует формированию чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.
Агроэкологическая велотропа «Интересное рядом» имеет досугово-развлекательное направление, где все виды деятельности направлены на активный отдых учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, патриотических чувств при расширении знаний о природе родного края, успехов тружеников сельского хозяйства.