Кристина СЕМОЧКИНА,
учитель начальных классов
гимназии г. п. Корма,
Гомельская область
Актуальной задачей современного образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Итогом учебной деятельности рассматривается не столько овладение учащимися определённой суммой знаний, сколько способность эти знания использовать в жизни, самостоятельно решать проблемы и задачи в различных жизненных сферах.
Развивают умение учиться специально созданные дидактические и психологические условия, в которых у участника образовательного процесса формируются ключевые компетенции: (по Н.И.Запрудскому):
-умение учиться;
-языковая грамотность, включающая владение иностранными языками;
-читательская грамотность;
-критическое мышление и медиаграмотность;
-информационно-компьютерная компетенция;
-исследовательская (наблюдение и описание, постановка проблемы, выдвижение гипотез и т.д.);
-проектная (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации);
-работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач);
-гражданская и социальная (знание прав и обязанностей, умение ими пользоваться);
-организационная (координация деятельности людей для достижения целей);
-работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели);
-личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «я»).
-умение видеть и решать проблемы.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен при использовании в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы обучения основаны на интенсивном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Эти методы обучения дают возможность интенсифицировать процесс понимания и творческого применения полученных знаний путём активного включения учащихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний, формирования продуктивных подходов к овладению информацией. В своей практике я использую интерактивные методы обучения, описанные С.С.Кашлевым. Для организации коммуникации и создания благоприятной атмосферы в отношениях участников образовательного процесса урок начинаю с методов «Подари цветок», «Прогноз погоды», «Опасения и ожидания», «Поменяйтесь местами».
Активное взаимодействие учащихся организовываю через реализацию одного или группы интерактивных методов, в основе которых мыследеятельность, смыслотворчество. К этой группе относятся следующие интерактивные методы: «Шпаргалка», «Ассоциации», «Логическая цепочка», «Выбор ответа». Методы позволяют учитывать индивидуальное развитие учащихся, направлены на выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) позволяют сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
Суть метода «Шпаргалка» заключается в развитии умений работать с информацией, составлять логико-смысловые модели. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает свой текст, по которому пишет шпаргалку (схема, тезисы, логико-смысловая модель), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Метод «Выбор ответа» заключается в развитии ценностных ориентаций учащихся, личностной рефлексии деятельности. В кабинете заранее размещаются таблички со словами «да», «нет», «может быть». Педагог задает вопрос по теме. В зависимости от ответа учащиеся занимают место рядом с одной из табличек. В группе учащихся, которые выбрали определённый ответ, организуется краткое обсуждение.
Метод «Цепочки» позволяет развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Группа учащихся получает карточки с понятиями или явлениями, из которых собирает последовательную цепочку, а затем объясняет логику её построения.
После состоявшегося активного взаимодействия провожу рефлексию. Среди интерактивных методов, которые реализую для проведения самонаблюдения и саморазмышления, являются «Рефлексивное сочинение», «Завершите фразу», «Острова».
Метод «Острова» направлен на выражение душевного, эмоционально-чувственного состояния. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: о. Радости, о. Грусти, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия и др. На карту наносится также Бермудский треугольник. Карта островов вывешивается на доске, и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает внутреннее состояние участника.
Метод «Рефлексивное сочинение» позволяет выявить интересы детей и на основе этого планировать образовательную деятельность. Например, учащиеся пишут себе письмо в будущее на тему «Мои достижения», «Я хочу научиться», «Машина времени», отмечая, что они хотят научиться делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года, пять лет.
Хочется отметить, что использование интерактивных методов обучения важно использовать в системе. Умелая организация взаимодействия в образовательном процессе позволит эффективно сформировать у учащихся ключевые компетенции.