Наталья ЛОПАТА,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Тема: Схемно-знаковые модели в процессе обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования.
Цель: научить учащихся составлять схемно-знаковые модели для уроков русского языка.
Ожидаемый результат:
– к концу урока участники мастер-класса будут понимать сущность использования технологии интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей;
– иметь представление об особенностях использования технологии в образовательном процессе;
– овладеют способами и приёмам составления схемно-знаковых моделей, способствующими повышению качества обучения на I ступени общего среднего образования
Ход мастер-класса
1 Организационный блок
– Уважаемые коллеги, приветствую вас на мастер-классе «Схемно-знаковые модели в процессе обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования». Надеюсь, вы откроете для себя что-то новое, интересное и полученные знания будете применять в своей педагогической деятельности.
У вас на столе лежат карточки со знаками. Выберите, пожалуйста, ту карточку, которая вам нравится, и объединитесь в группы. Спасибо!
– Слова немецкого писателя, философа и мыслителя Иоганна Гёте наиболее точно отражают тему нашей встречи: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
– Можно ли продолжить эту мысль? (Обращение к залу)
– Конечно, можно.
«Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».
– Что больше всего не любят наши дети?
– Правильно. Учиться.
– Как, вы, думаете почему?
– Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к процессу обучения, потеря интереса к знаниям в большей мере связаны с трудностями, с которыми встречается учащийся в школе. Эта нелюбовь возникает из-за неумения школьником понимать сложный учебный материал, правила и применять их на практике.
2 Создание проблемной ситуации
– У меня к вам вопрос. Какой выход из этой ситуации? Как сделать так, чтобы учащимся хотелось учиться, развиваться? Как вырасти ребенку успешным и грамотным? Как думаете вы? (Ответы участников)
– Успех и результативность учебной деятельности в значительной степени зависят от того, как организован учебно-познавательный процесс учащихся на учебном занятии, от многообразия методов, способов и приемов, которые в своей работе применяет учитель. Очень важно, чтобы на учебных занятиях занимали место не только общие методы обучения (беседа, объяснение, самостоятельная работа), но и специальные методы, адаптированные к потребностям процесса обучения и познания.
Есть одна известная технология, основателем которой является известный педагог-новатор В.Ф.Шаталов. Это технология интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей, которой я пользуюсь много лет.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. На нём вы видите таблицу.
– Прочитайте суждения и сделайте свой выбор.
– Прикрепите, пожалуйста, лучик к нашему «Рефлексивному солнышку».
(По цветовой гамме определяю, насколько педагоги знакомы с технологией.)
3 Теоретический блок
– В чем заключается суть технологии интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей?
Суть её заключается в том, что вместо сложных, премудрых, громоздких правил, используются знаки, схемы, модели, алгоритмы, опорные конспекты, которые позволяют упростить процесс усвоения учебного материала учащимися. Сегодня мы поговорим о схемно-знаковых моделях.
Что такое «модель»?
Модель (от лат. Modulus – мера) – это заместитель оригинала, который позволяет изучить некоторые свойства объекта в более простой и понятной форме.
Для чего нужна модель? Она нужна для получения или хранения информации в форме схемно-знакового образа, который отражает свойства, характеристики и связи оригинала.
– Какие бывают модели? (Ответы участников)
– Модели бывают двух видов: материальные и информационные.
– Что мы отнесём к материальным моделям?
– К материальным моделям мы отнесём: глобус, макеты зданий, детские игрушки, чучела животных и птиц, летательные аппараты и т. д.
– Как вы думаете, что мы отнесём к информационным моделям в учебном процессе? (Карты, графики, схемы, таблицы, чертежи).
– Что самое важное в информационных моделях? (Информация, которая там есть.)
– Правильно, это информация, которую она несёт. Любая информация в таких моделях подается с помощью знаков и символов, которые отображают то или иное правило.
Для создания схемы можно использовать геометрические фигуры, предметы, условные знаки, размер предметов, чертежи, цифровые, буквенные и словесные обозначения.
Любая схемно-знаковая модель должна отвечать следующим требованиям:
-
- лаконичность;
- простота;
- доступность понимания;
- оригинальность;
- доступность воспроизведения;
- эмоциональность.
– Как же создать схемно-знаковую модель?
1 Необходимо прочитать информацию.
2 Выделить в информации главное, что нужно донести до учащегося.
3 Преобразовать эту информацию с помощью элементов в схемно-знаковую модель.
– Вы, наверное, обратили внимание на то, что в современных учебниках по русскому языку правила даются в очень сложной формулировке, которую, подчас, ребенок не может выучить.
– Почему?
– Информация в словах очень сложна к восприятию. Очень хочется сделать так, чтобы это правило отложилось в сознании ребенка и стало доступным.
– Как это сделать?
– Нам на помощь приходит технология интенсификации обучения, которая позволяет преобразовать слова в знаки и схемы и на основе этого создавать модели, которые в доступной форме несут информацию.
– Приведу примеры своих схем, которые я использую на учебных занятиях по русскому языку.
– На учебных занятиях схемно-знаковые модели можно давать в готовом виде, а можно составлять совместно с учащимися.
4 Знакомство с технологией создания схемно-знаковых моделей
1) На этапе изучения нового материала
– В третьем классе мы изучаем тему «Правописание разделительного твердого знака после приставок». Сложная тема для учащихся. Вроде бы правило проговорили, выучили, но… Дети часто пропускают этот разделительный твердый знак, когда пишут слово. Как же сделать так, что бы правило всё-таки запомнилось?
Сейчас я покажу, как я создаю схемно-знаковую модель на уроке совместно с детьми.
Представьте, что вы учащиеся. Прочитайте слова на доске:
выезд въезд
переезд подъезд
проезд отъезд
приезд объезд
– Выделите в словах корень.
– Выделите приставку в словах.
– Что общего у этих слов?
– На какой звук заканчивается приставка в первом столбике?
– Кладем в этом столбике под приставкой красный квадратик.
– На какой звук заканчивается приставка во втором столбике?
– Кладем в этом столбике под приставкой синий квадратик.
– Что еще мы видим во втором столбике?
– Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, но только перед определенными буквами. А перед какими, вы сейчас сами выясните.
– Прочитайте слова:
Отъехал, съёмка, предъюбилейный, объявление
– Найдите, перед какими буквами пишется разделительный твердый знак и обведите их в кружок?
– Это буквы е, ё, я, ю.
– Как их назвать одним словом?
– Какой делаем вывод? (Если приставка заканчивается на согласный, а корень начинается на гласные е, ё, ю, я, то между приставкой и корнем будет писаться разделительный твердый знак.)
– Запомнится ли в таком виде информация?
– Посмотрите, так у меня выглядит уже готовая схемно-знаковая модель.
2) При изучении, а впоследствии и при закреплении изученного материала
– Например, при изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова», я создаю совместно с учащимися сначала алгоритм проверки безударных гласных в корне слов, а потом составляю общую схему. В течение всего времени, пока изучается тема, схемно-знаковая модель висит на доске.
5 Практический блок
– Цель нашего мастер-класса – научиться составлять схемно-знаковые модели для уроков русского языка.
1) Групповая работа с готовыми элементами
– Сейчас мы попробуем создать с вами схемно-знаковую модель гласных и согласных звуков русского языка, которые мы изучаем в 1 классе.
– Предлагаю поиграть в игру «Что я знаю о звуках русского языка».
– Что мы знаем о гласных звуках? (Произносятся голосом, не встречают препятствия, поются и образуют слог.)
– Что мы знаем о согласных звуках? (При произношении встречают препятствия, не поются, бывают звонкие и глухие, не образуют слог.)
– У вас на столах лежат уже готовые знаки, попробуйте из них собрать модель.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
– Такую модель вы можете повесить на доску и пользоваться ею в течение всего времени, пока изучаете звуки русского языка в I классе.
– Спасибо!
2) Самостоятельная работа участников
– Уважаемые коллеги, сейчас вам предлагается самостоятельная работа. В начале нашего мастер-класса вы разбились на три группы. Каждая группа сейчас получит карточку с темой урока и правилом, которое надо преобразовать в схемно-знаковую модель.
Карточки:
1-я группа – «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»
2-я группа – «Главные члены предложения»
3-я группа – «Обращение»
(Учитель исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников и управляет ею.)
– Я предлагаю обсудить авторские модели, которые у вас получились.
– Представьте себе, что вы начинаете использовать предложенную технологию в своей работе, обсудите, на каких этапах уроках вы могли бы это применять. (Выступление от групп.)
– Благодарю.
6 Итог
– Давайте сделаем выводы об эффективности использования схемно-знаковых моделей на уроках русского языка:
-
- способствуют более легкому усвоению учебного материала;
- помогают выразить информацию в сжатой форме;
- повышают скорость восприятия, понимания информации;
- способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.
7 Рефлексия
– Подошел к концу мастер-класс. Я надеюсь, что смогла вас заинтересовать технологией интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей и немного научила составлять схемы и модели.
Поскольку мы говорили о моделях, я попрошу вас с помощью знаков выразить свое мнение о работе нашего мастер-класса.
Благодарю за работу! Однако важно помнить, что использование схем, знаков, символов это лишь небольшая часть работы в процессе обучения наших учащихся, она не заменит непосредственного общения педагога с детьми. Всегда главным есть и остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.