Тамара АНТОНОВА,
руководитель физического воспитания
ГУО «Сморгонский ясли-сад – начальная школа»,
Гродненская область
Дети 2‑7 лет много времени проводят в учреждении дошкольного образования. Вполне естественно, что здесь должны быть созданы условия для деятельности, раскрывающей резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающие кинезиологические методы как нельзя лучше справляются с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом. На протяжении нескольких лет я провожу со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук и ног. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регулируемых, в основном, на уровне спинного мозга.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического состояния, они позволяют улучшить у ребенка внимание, память, пространственное представление, снижают утомляемость, помогают улучшать кровоснабжение, уравновесить эмоциональное состояние, стать ребёнку более внимательным, усидчивым, послушным. Все эти составляющие важны для развития мозга.
Эти упражнения будут полезны тем родителям, у кого ребёнок гиперактивный, шумный, капризный, ни минуты не сидит на месте, или наоборот, стеснительный и тревожный. Они не имеют возрастных ограничений, их можно начинать выполнять, как только ребёнок будет физически готов.
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Не требуется специального оснащения, проводить занятия можно с любой группой детей. Все упражнения комплекса имеют свою конкретную цель. Разделить их условно можно на три функциональных блока:
1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные, самомассаж).
2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела).
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Она стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дети учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством.
Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с детьми дошкольного возраста новыми упражнениями и играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.