Галина ЗАЛОГИНА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область
Именно в детском возрасте складываются модели поведения будущих взрослых. Поэтому особенно важно говорить об экологии с детьми дошкольного возраста. Один из важнейших навыков, которому стоит научить ребенка в учреждении дошкольного образования – раздельный сбор мусора.
Во время прогулки дети моей группы принимают участие в уборке территории своего участка. У малышей часто возникает вопрос: откуда берётся столько мусора? Когда за мусором приезжает машина, они спрашивают: «Куда вывозят мусорные контейнеры?» Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы с воспитанниками решили изучить экологическое состояние объектов ближайшего окружения.
Игра «Сортируем мусор правильно» возникла при организации совместной деятельности по наведению порядка в группе. Убирая остатки после занятия по аппликации, ребята задались вопросом: «Почему необходимо собирать остатки бумаги?» Совместно с детьми и с участием родителей мы изучили эту проблему и выяснили, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть, мусору можно дать вторую жизнь?
Для ребят были подготовлены беседы и тематическое занятие для ознакомления воспитанников с понятием «сортировка мусора», «вторичная переработка». Воспитанники нашей группы с удовольствием играют и закрепляют свои знания.
В «Экологическом центре» группы стоят отдельные контейнеры для бумаги и пластика, и дети складывают отходы в соответствующие контейнеры. На прогулке, заметив мусор, мы его забираем и распределяем по видам. А дальше дошкольники вместе с родителями относят его в соответствующий контейнер в нашем городе.
Основной целью игры является формирование в сознании детей аккуратного обращения с природными ресурсами, чтобы дети понимали важность экологической чистоты в мире и научились правильно утилизировать отходы. Игра проводится в тандеме с родителями, которым тоже необходимо показать важность проводимого мероприятия.
С помощью игр, бесед, рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, игровой и трудовой деятельности воспитанникам прививаются навыки раздельного сбора отходов, воспитывается бережное отношение к окружающему миру.
А для большей уверенности в своих действиях, можно оценить количество собранного мусора и узнать объёмы спасённых природных ресурсов. Например, 100 килограммов макулатуры спасает одно дерево.
В завершение полезно будет повторить полученные знания и опыт, оценить трудоёмкость раздельного сбора отходов и обсудить возможное продолжение этой игры. Главное, чтобы детям было интересно, и они почувствовали значимость своих действий.