Анна ПОТАПЕНКО,
учитель биологии
ГУО “Гимназия г. Чечерска”,
Гомельская область
Метапредметный подход в преподавании биологии, как и в образовании в целом, позволяет решить проблему разобщенности дисциплин, которые дети изучают в школе. Говоря «метапредметный подход», мы подразумеваем новую образовательную форму, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Форму, которая позволяет овладеть основными универсальными учебными действиями, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Учитель, который применяет метапредметный подход, сам должен ориентироваться в других научных дисциплинах, образно говоря – сам должен быть полипредметником.
В метапредметной направленности урока биологии меняется и само содержание основных задач урока. Учителю необходимо подготавливать и транслировать материал учащимся с ориентацией на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями самих учащихся. Осуществлять формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, постижение его многообразия. А самое главное – формировать само умение учиться, понимание того, какими способами учащийся достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
В процессе своей работы, направленной на формирование метапредметных компетенций в рамках проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования», реализуемого в гимназии, был отмечен существенный рост познавательного интереса учащихся к биологии под влиянием межпредметных связей.
Формирование метапредметных компетенций осуществляется различными методами и приемами. В том числе я использую соответствующие задания.
Задания на формирование учебно-управленческих компетенций
Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д. Необходимо расположить их в определенном порядке.
Показатели: умение расставить приоритеты, распределить рабочее время.
Пример задания: Учащимся раздаются карточки.
Место обитания паукообразных | Внешнее строение паукообразных | Размножение паукообразных |
Значение паукообразных в природе | Значение паукообразных для человека | Внутреннее строение паукообразных |
На обратной стороне карточки содержится информация по теме. Учащимся предлагается выбрать для себя три карточки, с содержанием которых они хотели бы ознакомиться на уроке.
Задания на совладение универсально-логическими компетенциями
Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.); найдите в тексте возможные ошибки
Показатели: умение работать с собственной и чужой ошибкой: находить и исправлять допущенную ошибку, как в своих рассуждениях, так и рассуждениях другого человека, умение признать ошибку; способность понимать поставленные вопросы, выявлять суть предложенного задания.
Пример задания: Тема урока «Видоизмененные побеги».
Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:
Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
Образование видоизмененных побегов связано с выполнением ими специфических функций.
Луковица – надземный укороченный побег с видоизмененными листьями – чешуями.
К видоизмененным побегам можно отнести колючки.
При изучении достаточно сложной для усвоения учащимися темы «Фотосинтез» предлагаю прием, где биология проводилась интегрировано с физикой.
Учащимся раздаются карточки, закрытые белыми листками. Учитель предлагает одному из учащихся сдвинуть лист, прочитать предложение и объяснить его. Следующий учащийся открывает следующее предложение, читает его и объясняет с учетом предыдущего.
Карточка
Растения – это живые организмы. |
Данное задание опирается на знание многоспектральности солнечного света, формирует понимание единства живых организмов со средой обитания.
Кроме того, успешное выполнение большинства заданий по биологии, на мой взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить школьников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
Для того, чтобы успешно реализовать метапредметный подход к обучению, учитель должен составлять задания, постепенно повышая уровень сложности, задания, которые носят проблемный и поисковый характер.
Для учителя применение метапредметного подхода дает возможность большей творческой самореализации, повышения своего профессионального мастерства, что способствует повышению качества знаний учащихся