Метапредметная направленность урока биологии – основа развития индивидуальной познавательной активности школьника

- 14:52II И III СТУПЕНИ, Биология. Идеи, Методичка

 

Анна ПОТАПЕНКО,
учитель биологии
ГУО “Гимназия г. Чечерска”,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Метапредметный подход в преподавании биологии, как и в образовании в целом, позволяет решить проблему разобщенности дисциплин, которые дети изучают в школе. Говоря «метапредметный подход», мы подразумеваем новую образовательную форму, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Форму, которая позволяет овладеть основными универсальными учебными действиями, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Учитель, который применяет метапредметный подход, сам должен ориентироваться в других научных дисциплинах, образно говоря – сам должен быть полипредметником.  

В метапредметной направленности урока биологии меняется и само содержание основных задач урока. Учителю необходимо подготавливать и транслировать материал учащимся с ориентацией на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями самих учащихся. Осуществлять формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, постижение его многообразия. А самое главное – формировать само умение учиться, понимание того, какими способами учащийся достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

В процессе своей работы, направленной на формирование метапредметных компетенций в рамках проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования», реализуемого в гимназии, был отмечен существенный рост познавательного интереса учащихся к биологии под влиянием межпредметных связей.

Формирование метапредметных компетенций осуществляется различными методами и приемами. В том числе я использую соответствующие задания.

 

Задания на формирование учебно-управленческих компетенций

Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д. Необходимо расположить их в определенном порядке.

     Показатели: умение расставить приоритеты, распределить рабочее время.

     Пример задания: Учащимся раздаются карточки.

Место обитания паукообразных Внешнее строение паукообразных Размножение паукообразных
Значение паукообразных в природе Значение паукообразных для человека Внутреннее строение паукообразных

На обратной стороне карточки содержится информация по теме. Учащимся предлагается выбрать для себя три карточки, с содержанием которых они хотели бы ознакомиться на уроке.

 

Задания на совладение универсально-логическими компетенциями

Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.); найдите в тексте возможные ошибки

     Показатели: умение работать с собственной и чужой ошибкой: находить и исправлять допущенную ошибку, как в своих рассуждениях, так и рассуждениях другого человека, умение признать ошибку; способность понимать поставленные вопросы, выявлять суть предложенного задания.

     Пример задания: Тема урока «Видоизмененные побеги».

Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:

Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.

На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

Образование видоизмененных побегов связано с выполнением ими специфических функций.

Луковица – надземный  укороченный побег с видоизмененными листьями – чешуями.

К видоизмененным побегам можно отнести колючки.

 

При изучении достаточно сложной для усвоения учащимися темы «Фотосинтез» предлагаю прием, где биология проводилась интегрировано с физикой.

Учащимся раздаются карточки, закрытые белыми листками. Учитель предлагает одному из учащихся сдвинуть лист, прочитать предложение и объяснить его. Следующий учащийся открывает следующее предложение, читает его и объясняет с учетом предыдущего.

Карточка

Растения – это живые организмы.
Они состоят из клеток.
Клетки состоят из органоидов и цитоплазмы.
Хлоропласты – это органоиды, которые есть в клетках растений.
В хлоропластах содержится хлорофилл, который отражает зеленый спектр солнечного света.
Почему трава зеленая?

Данное задание опирается на знание многоспектральности солнечного света, формирует понимание единства живых организмов со средой обитания.

Кроме того, успешное выполнение большинства заданий по биологии, на мой взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить школьников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

 

Для того, чтобы успешно реализовать метапредметный подход к обучению, учитель должен составлять задания, постепенно повышая уровень сложности, задания, которые носят проблемный и поисковый характер.

Для учителя применение метапредметного подхода дает возможность большей творческой самореализации, повышения своего профессионального мастерства, что способствует повышению качества знаний учащихся

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий