- IКТ, Метадычка

Воспитательное взаимодействие через ИКТ

 

Марина КАЗАК,
учитель химии и биологии
ГУО «Средняя школа № 1 Чаус»,
Могилевская область

 

 

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности. [1]

Воспитание патриотически настроенной молодежи с созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, является основным ориентиром воспитания в контексте социального заказа общества. Эффективным средством воспитания и развития обучающихся является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ способствует формированию у обучающихся мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в современном информационном обществе.

В настоящее время во всем мире ключевое значение приобретает проблема развития медиа-информационной грамотности, представляющей собой комплекс базовых знаний и умений человека. В этой связи представляется особенно важным включение медиаобразования в образовательный процесс. Это могут быть разные блоки работы: медиа занятия, работа с онлайн-сервисами, создание медиацентров. [2] Особенно это актуально для организации работы в шестой школьный день.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие формы работы по организации воспитательного взаимодействия с обучающимися: создание мультимедийных презентаций, создание видеороликов, средства коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.), построение таблиц, мониторингов, анкетирование.

Мультимедийные презентации доказали свою эффективность при проведении классных и информационных часов, подготовке и проведении общешкольных мероприятий (конкурс «Самый классный класс» или «Ученик года», фестиваль информационно-познавательных проектов). В форме мультимедийной презентации создан фотоальбом «Из жизни класса», который постоянно пополняется.

Во время перемен использую обучающие видеоролики по ОБЖ, ЗОЖ, которые демонстрируются на телевизионном экране, например, мультипликационный фильм «Волшебная книга». Эта форма организации работы позволяет учащимся не только получить знания, но и отдохнуть с пользой: провести физкультминутку. Большинство учащихся любят музыкальные физкультминутки, во время которых можно не только двигаться, но и танцевать.

Видеоролики создают и сами учащиеся. Например, для различных конкурсов: «Поздравление школы с юбилеем», «Видеопослание мамам к Международному женскому дню» и другие.

С 2019 года я участвую в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиа-путешествий».

Медиа-путешествие – электронный продукт, который состоит из трех компонентов: справочно-информационного (видео-экскурсия или медиа-экскурсия, сопровождающаяся видеоизображением и аудиоинформацией), интерактивного (позволяющего зрителю управлять скоростью, формой подачи информации, углубляться в подробности или, наоборот рассматривать отдельные моменты поверхностно) и контрольно-диагностического (позволяющего проверить уровень осмысления и усвоения информации).

Процесс создания медиа-путешествий вызвал особый интерес у школьников. С учащимися мы уже разработали медиа-путешествия «Чаусы знакомые и незнакомые», «Дорогами радимичей. Чудеса Чаусского района», «Их именами названы улицы г. Чаусы!». При их создании использовались сервисы WEB 2.0.

Воспитательная работа с использованием информационных технологий обеспечивает широкую творческую деятельность обучающегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантирует ситуацию успеха, высвобождает добрые чувства, сопереживание. Использование информационных технологий также способствует развитию творческого потенциала у детей. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

 

Список использованных источников:

1 Обновленная Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: преемственность и новации. – Режим доступа : https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/975. – Дата доступа 10.04.2021.
2 Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / [Н. К. Катович и др.]. – Минск, 2020. С. 140–142.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий