Валентина БОЯРЧУК,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Учебно-педагогический комплекс
Бобровичский детский сад – средняя школа»
Ивьевского района,
Гродненской области
Среди учащихся Бобровичского детского сада – средней школы профессию учителя выбирают немногие. Но те, кто ее выбирает, делают осознанный выбор со школьной скамьи. В учреждении образования уже третий год организован педагогический класс.
Мы даем возможность учащимся 10–11-х классов попробовать себя в роли учителя немецкого, английского, русского и белорусского языков, географии, математики, истории, биологии, физической культуры и здоровья. Ежегодно проводятся дни самоуправления, в которых школьники также пробуют себя в роли учителя. В этом учебном году, накануне весенних каникул, для учащихся педкласса были проведены педагогические пробы. Особенно это было важно для одиннадцатиклассников, которые в этом учебном году планируют поступать на педагогические специальности. Ребята под руководством учителей составляли план урока, готовили задания, проводили уроки, внеклассные мероприятия с учащимися 1–5-х классов. Им была предоставлена возможность проверить тетради, составить тестовые задания для младших школьников.
Наше учреждение образования объединяет детский сад и среднюю школу, и мы наладили связь с дошкольными группами. Учащиеся 10-го класса попробовали себя в роли воспитателя дошкольных групп и провели занятия по развитию речи, искусству, физической культуре.
После проведения педагогических проб старшеклассники обсудили преимущества и недостатки профессии педагога. В пользу профессии учащимися были названы такие моменты, как длительный летний отпуск (100 %), а также относительно небольшое количество времени, которое необходимо проводить на рабочем месте. Ведь уроками занята, как правило, первая половина дня, вторую же учитель может планировать самостоятельно. При нагрузке на одну ставку учитель ведет 20 уроков в неделю, а другие специалисты работают по 40 часов в неделю с 9.00 до 17.00. Это не означает, что в остальной период он бездельничает. Однако свободного времени, по мнению ребят, у учителя все равно больше, чем, например, у офисных работников (35 % учащихся). Однако 65 % учащихся основным недостатком назвали работу учителя как классного руководителя. Посещение семей, написание актов обследования семей, работа с учащимися, которые находятся в СОП, с «проблемными» детьми отнимают много времени и сил. 55 % старшеклассников недостатком назвали низкую заработную плату учителей, 80 % – распределение в основном в сельскую местность. 40 % считают, что у учителя невысокие перспективы карьерного роста.
Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь педагоги дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах.
Не все из тех, кто участвовал в педагогических пробах, станут учителями, но мы верим, что наши выпускники, которые выберут профессию педагога, сделают это осознанно и станут настоящими Учителями.