Инна БИРЮЛИНА,
учитель, исполняющий обязанности педагога-организатора,
ГУО «Почеповский учебно-педагогический комплекс
детский сад – средняя школа»
Краснопольского района,
Могилевская область
Одной из главных целей образования, определенных в Кодексе об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Необходимость патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, важнейший период развития человека, когда закладываются основы гражданских качеств, воспитывается любовь и гордость за свою страну, формируется мировоззрение. У каждого гражданина – даже самого маленького – уже с ранних лет должно формироваться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы учащимся на практике проявить готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную.
Я работаю в сельской школе с численностью учащихся 46 человек и являюсь не только учителем, но и педагогом, исполняющим обязанности педагога-организатора. В нашей школе большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
1 Гражданско-патриотическое воспитание средствами военно-патриотической деятельности.
Учащиеся получают возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в поисково-исследовательской работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Для участия в тематических классных часах «Мои предки», «Помню, горжусь», «Спасибо деду за Победу!» и т. д. изучают историю своей семьи, приносят фотографии своих дедов и прадедов, принимающих участие в ВОВ, делятся их биографией, создают альбомы «Мои предки». К празднику Великой Победы в нашей школе проводятся мероприятия: «Дорогами Великой Победы…», «Как хорошо на свете без войны!», «Через все прошли и победили», посвященные этой дате, где бывают задействованы почти все учащиеся школы.
В конкурсах театральных постановок: «Через все прошли и победили», «Этот день мы приближали, как могли» учащиеся стараются передать ту боль и страх, радость победы, которую испытывали люди в то нелегкое время.
Активно с учащимися принимаем участие в районных конкурсах гражданско-патриотической направленности: конкурс фотографий «Прошлое, настоящее, будущее», конкурс чтецов военной поэзии «Я о войне сегодня говорю» (получили дипломы 2-й и 3-й степени).
В феврале и к памятным датам в нашем учреждении проводятся уроки мужества «Защитникам Отечества посвящается», час памяти «Не обсуждая Родины приказ». При подготовке к мероприятиям: «Солдат войны не выбирает», «Афганистан – наша память и боль» учащиеся проводят большую работу по сбору информации о наших земляках, воевавших в Афганистане. Выступления сопровождаются показом презентаций и видеоматериалами.
Много внимания уделяется знанию государственной символики. Для этого проводим устный журнал «Мой государственный флаг», челлендж «Лучшее селфи на фоне государственного флага», «Мы граждане Великой страны», приуроченное 30-летию БРПО», участие в дистанционных районных конкурсах «Флаг-шоу», «Плац-концерт», акция «Мы любим Беларусь».
2 Гражданско-патриотическое воспитание через приобщение к традициям национальной культуры
Много внимания уделяется и работе по формированию у учащихся глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусского народа. Мы с детьми изучаем национальные обряды: каким образом они проводились, как шла подготовка к этим обрядам, какую одежду одевали, что на стол накрывали и т. д. Так мною был разработан сценарий и исполнен учащимися в форме театральной постановки, национальный обряд «Сватовство невесты».
Также ведется работа по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания посредством белорусских народных танцев. В 2020 году была проведена исследовательская работа «Белорусские народные танцы и национальные костюмы малой родины», которую отметили дипломами областного и республиканского уровня. Дети вовлекаются в подобные формы работы, чувствуется, что это им нравится и они готовы изучать и исследовать историю своего родного края и всё, что с ней связано.
Ещё я являюсь педагогом дополнительного образования хореографического направления. В школе создана команда черлидеров, которая выступает под нарезку песен про Беларусь и о Беларуси. Команда черлидеров выступает не только перед началом спортивных мероприятий, но и в районных патриотических мероприятиях. Ежегодно участвуем в районном конкурсе «Лучший сельсовет», где исполняются танцы: «Бульба хоп», дефиле в белорусских костюмах, подтанцовки в национальных костюмах под песни про Беларусь.
Также учащиеся нашего учреждения участвуют в районных флешмобах и концертах, посвященных Дню Великой Победы, Дню независимости Республики Беларусь, Дню Краснопольщины на городской площади и в городском сквере. Привлекаю к участию не только детей, но и их родителей. Отрадно видеть, как на такие совместные выступления приходят смотреть целыми семьями.
3 Гражданско-патриотическое воспитание посредством личного примера педагога
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой город. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – писал К. Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Во многих мероприятиях: и школьных, и внешкольных, и районных активное участие принимают педагоги, тем самым личным примером «заражают» учащихся желанием принимать участие в подобных мероприятиях, работать в коллективе, изучать, познавать, что-то новое для себя открывать.
Я сама активно участвую в концертах и конкурсах гражданско-патриотического направления: «Дефиле в национальных костюмах», участие в районном смотре-конкурсе исполнителей песен «Дорогами афганской войны», в танцевальных композициях «Синий платочек», «Майский вальс» и др.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, наставники, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Человек – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»