Групповое коррекционное занятие по развитию связной речи для детей старшей группы (5–6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием мнемотехники «К нам весна шагает…»

- 12:07Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

 

Анна АСТАПОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли – сад № 10 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

Программные задачи: уточнять и обобщать представления о весенних изменениях в природе, формировать умения строить предложения и воспроизводить стихотворный текст с опорой на мнемотаблицу, правильно употреблять предлоги, обогащать словарный запас словами-описаниями; развивать плавный длительный выдох с речевым сопровождением, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, координацию речи с движением; воспитывать культуру речевого общения, доброжелательное отношение к окружающему миру.

Материал и оборудование: картина в черно-белом цвете «Весна», цветные элементы для украшения картины с нанесенным клеевым слоем: солнце и лучики, листочки деревьев, трава, птицы, одуванчики, насекомые; иллюстрации для упражнений «Доскажи словечко», «Расшифруй»; мнемотаблица к стихотворению «Одуванчик»; живой цветочек для приветствия; раскраски на тему «Весна» для поощрения детей.

 

Ход занятия

Педагог предлагает детям стать в круг

 

Педагог: Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! У меня в руках красивый цветочек, который поможет нам порадовать друг друга хорошими словами.

Дети делают глубокий вдох, как будто нюхают цветок, и говорят на выдохе: «Ах, как пахнет приятно! А ты сегодня очень красивая!» и передают цветочек следующему ребенку.

Педагог: Вы сегодня очень красивые! У меня для вас есть увлекательное задание!

На мольберте размещена картина в черно-белом цвете с надписью ВЕСНА.

Педагог: Ребята, подскажите, разве весна такая серая и скучная? (Дети отвечают: «Нет!»)

Педагог: Я приглашаю вас сегодня быть помощниками весны. Она должна засиять яркими красками и наполниться звуками. Вы согласны мне помочь?

(Дети отвечают: «Да!»)

 

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Дети садятся на стульчики и берут в руки зеркала. Педагог показывает упражнения, которые нужно повторить.

«Солнышко проснулось» – дети моргают глазками, широко открывают рот – зевают.

«Солнышко» (улыбаются) – «Тучка» (хмурятся).

«Сосульки тают» – показывают острый язык, а затем опускают его вниз,  к подбородку.

«Капель» – губы в широкой улыбке, рот приоткрывают, произносят  «ддд-ддд».

«Ветерок» – длительно произносят «ш-ш-ш».

«Птенцы ждут корм» – показывают язычок в форме чашечки и держат под счет до 10.

 

Упражнение «Подбери описание»

Педагог: Ребята, подскажите мне, какими словами можно описать весну? Она какая?

Дети подбирают прилагательные к слову ВЕСНА: яркая, теплая, светлая, долгожданная, солнечная и др.

Педагог: Молодцы! Давайте сделаем нашу картину немного ярче!

Педагог предлагает детям приклеить солнышко и лучики к картине.

 

Упражнение «Назови ласково»

Педагог: Наше солнышко ярко сияет, согревает землю и деревья. Что происходит в природе? (Ответы детей: «Распускаются листочки», «Появляется зеленая трава» и др.) Я думаю, что от наших ласковых слов и тепла солнышка на нашей картине тоже произойдут изменения.

Педагог читает слова: солнце, трава, туча, лист, ручей, день, капля, дождь, птица, цветок. Дети называют уменьшительно-ласкательное значение слова. В конце упражнения приклеивают вместе на картину  листочки к деревьям и зелёную травку.

Педагог: Какой красивой становится наша картина!

 

Физкультминутка

Педагог: Весной всем хочется больше двигаться, быть на свежем воздухе. Давайте и мы подвигаемся!

Если снег повсюду тает,
(Присесть, медленно опуская руки вниз.)
День становится длинней,
(Встать, развести руки в стороны.)
Если все зазеленело,
(Кружиться на месте, руки вытянуты в стороны.)
И в полях звенит ручей,
(Выполнять руками волнообразные движения на уровне груди.)
Если солнце ярче светит,
(«Рисовать» в воздухе руками большой круг.)
Если птицам не до сна,
(Размахивать руками, вытянутыми в стороны, вверх-вниз.)
Если стал теплее ветер,
(Круговые махи руками.)
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопать в ладоши.)

 

Упражнение « Доскажи словечко»

Педагог: А теперь, ребята, задания усложняются. Перед вами таблички, в которых пропущено одно окошко. Нужно проявить смекалку, заполнить пропуски. Говорить мы будем о птицах.

Дети отгадывают недостающее слово, после чего приклеивают к картине изображения птиц.

 

Работа с мнемотаблицей

Педагог: Наша картина становится все красивее! Угадайте, без чего не бывает весны? (Ответ детей: «Без цветов».) Какие весенние цветы вы знаете? Сегодня мы с вами поговори о красивом цветочке, который похож на маленькое солнышко. Что это за цветок?

(Педагог: показывает детям мнемотаблицу для заучивания стихотворения В.И.Мирясовой «Одуванчик»)

Педагог: Ребята, прослушайте стихотворение. Я буду читать и показывать картинки в таблице, которые нам помогут его запомнить. Слушайте и смотрите внимательно!

Педагог читает стихотворение, показывает на картинки в соответствии с текстом, обращает внимание детей на то, что говорить нужно на выдохе, набирать достаточно воздуха. Затем повторяет каждую строчку отдельно, разъясняя детям значение каждого квадрата в таблице. После этого этапа следует совместное проговаривание стихотворения. Далее дети пробуют самостоятельное воспроизведение стихотворения с опорой на мнемотаблицу, Педагог помогает по необходимости.

 

Упражнение «Расшифруй»

Детям предлагаются карточки, на которых зашифрованы предложения в виде мнемодорожек. Дети отгадывают предложения и получают элемент, который должны приклеить на картину (картинки одуванчиков и насекомых).

 

Рефлексия

Педагог: Посмотрите, какой яркой и красивой стала наша картина! Какие звуки можно представить, глядя на нее? (Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы и шум деревьев.) Понравилось ли вам быть помощниками весны? Какое упражнение понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Педагог хвалит детей, вручает раскраски на тему «Весна».

 

Список литературы

1 Раз, два, три – говори! Тематические комплексы упражнений для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / [сост. Н.В.Щерба]. – Мозырь : Выснова, 2018.

2 Шаблыко, Е.И. Занятия по коррекции произношений шипящих звуков у дошкольников и младших школьников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И.Шаблыко. – Мозырь : Выснова, 2018.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий