Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Пасхальные открытки».
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
– формировать умение использовать новую технику фроттаж;
– продолжать формировать умение использовать технику рисование жидким тестом;
– закреплять умение использовать технику набрызг и обрисовку бумажного шаблона;
– продолжать формировать умение передавать в рисунке форму, величину, пропорции предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с жидким тестом;
– ознакомить детей с традициями подготовки и празднования Пасхи;
– вызывать и поддерживать интерес к изготовлению хендмейд-открыток в качестве подарков для близких людей.
Предварительная работа: рассматривание открыток, предназначенных для поздравления с Пасхой, иллюстраций на пасхальную тематику, беседы о пасхальных традициях в семьях воспитанников (привлечь родителей).
Оборудование: образец открытки, магнитная доска, магниты.
Материалы:
– заготовка открытки: сложенный пополам альбомный лист;
– кисточка;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– штампы кулича и яйца;
– простой карандаш с ластиком;
– жидкое тесто (белого, песочного, красного, желтого и зеленого цветов);
– цветной крашеный рис;
– акварельные краски;
– полоска кружев (10 см) с фактурным тиснением;
– восковой карандаш голубого цвета (можно другого);
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Детям рассказывается о традиции печь вкусные куличи и красить яйца на самый важный христианский праздник Пасху. Яйца принято красить в разные цвета, но традиционным является красный цвет, олицетворяющий жизнь и победу. Пасхальные яйца украшают двумя способами: росписью и крашением. Отсюда пошли названия писанки и крашенки. Писанки богато расписываются в разные цвета, а крашенки одного цвета без рисунков, орнаментов. Кулич всегда выпекают из дрожжевого теста, высоким и круглым, с глазурью и посыпкой в качестве украшения. Ребятам предлагается нарисовать красочную открытку с главными атрибутами праздника: крашеными яйцами и пасхальным куличом.
2 Пальчиковая гимнастика «Пасха»
Скоро Пасха наступает (жест «Солнышко»),
Красим мы яички (одну руку в кулак – яйцо, другой красим),
Месим, месим тесто (месим ручками),
И печем куличики (печем ладошками).
Все танцуют и смеются (танцуем пальчиками):
Люди, звери, птички (шагаем двумя пальчиками, четырьмя пальчиками, машем ручками),
Веселятся и танцуют (танцуем пальчиками)
И едят куличики! («ам-ам», изображаем, как кушаем)
II Основная часть
Рассматривание образца открытки. Определяем составляющие части композиции: пасхальный кулич с белой глазурью и цветной посыпкой и три крашенных яйца. Композиция расположена на воображаемом столе, покрытом кружевной скатертью. Определяем техники, в которых будет выполняться изображение элементов композиции. Делаем акцент на новой технике фроттаж.
1 Рисование кулича, пасхальных яиц, скатерти
1 Выкладываем шаблон кулича в центр титульного листа открытки с целью определения местоположения верхней кромки скатерти. Под титульный лист кладем полоску кружев, выравниваем, чтобы кулич находился прямо на ней (как на столе). При помощи воскового карандаша начинаем натирать бумагу в том месте, где под ней находится кружево. На этом этапе детям необходима помощь. Важно тщательно выровнять кружево и следить, чтоб оно не сдвигалось. Натирающие движения должны выполняться с сильным нажимом на карандаш. Следим, чтобы участок с кружевом был прокрашен полностью, без пропусков. Заканчиваем натирание тогда, когда узор кружева четко отпечатался на бумаге.
2 Выполняем обрисовку шаблона кулича, выложенного в центр листа. Перед куличом располагаем три яйца (обрисовываем шаблон). Стараемся избегать одинаковости расположения яиц. Задаем им разные позиции (например, одно яйцо может быть направлено острым концом влево, другое – вправо, третье – вверх). Лишние линии убираем ластиком. Выполняем волнистой линией контур стекающей по куличу глазури.
3 Обводим по контуру глазурь кисточкой с жидким тестом белого цвета. Заполняем этот участок тестом внутри. Следим, чтобы не было пробелов.
4 Посыпаем глазурь цветной посыпкой. Следим, чтобы посыпки не было слишком много.
5 Обводим кулич тестом песочного цвета, заполняем изображение внутри. Следим, чтобы не было пробелов в области соприкосновения границ глазури и кулича.
6 Обводим тестом по контуру яйцо, заполняем пространство внутри. Те же действия выполняем с остальными яйцами. Следим, чтобы границы яиц и кулича соприкасались без пробелов.
7 Декорируем яйца по своему вкусу. Это могут быть разного рода линии, точки, полоски. Следим за тем, чтобы узор не был слишком крупным и не перемешался с основным цветом яйца.
2 Физкультурная минутка «Пироги» (дети встают)
Мы печем отличные
Пироги пшеничные.
(Лепим пирожки)
Тесто в кадке замесили,
(Делаем вид, будто месим тесто)
Соль в солонке не забыли.
(Показываем, как солим тесто)
Взяли ложку с творогом:
(Берем руку воображаемую ложку)
Пирожок за пирогом!
(Хлопаем в ладоши)
Ну-ка, дай-ка, печка,
Пирогу местечко!
(Показываем большой пирог)
3 Украшение фона открытки
С целью придания открытке более яркого, праздничного вида, выполняем ее украшение, используя технику набрызг. Смочив жесткую кисточку в воде, необходимо набрать на нее краску и при помощи резкого движения пальчиком выполнять разбрызгивание цветных пятен на наружной поверхности открытки в раскрытом виде. Следим за тем, чтобы брызги по возможности не попадали на изображение пасхальной композиции, а лишь на пустое пространство вокруг нее. Используем желтый, красный, синий и зеленый цвета.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают открытки друг друга, демонстрируют свои, показывая сначала их внешний вид, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать открытку, было ли им это интересно, сложно ли. Какая из техник, используемых на занятии, понравилась им больше остальных, что бы они хотели нарисовать, используя технику фроттаж.
Ребятам можно предложить дома в этой технике нарисовать монетку. Попросить помощи у родителей, которые, наверняка, знакомы с этой техникой именно через такое забавное занятие – натирание бумаги, под которой находится монета с последующим получением ее точной копии.
Открытки собираются, просушиваются, затем помещаются в личные портфолио кружковцев.