«Война входит без стука…». Внеклассное мероприятие (устный журнал) для учащихся 9–11 классов

- 14:18Воспитательная работа, Сценарии

 

Юлия КОМИССАРОВА,
учитель иностранных языков
ГУО «Средняя школа № 22 г. ГРОДНО»  

palomino.uf@gmail.com

 

 

 

 

Актуальность. Учащиеся, листая устный журнал «Война входит без стука…» о военном прошлом своих земляков и жителей других городов, рассматривая их фотографии, гуляя по улицам родного города, названным в честь настоящих героев, переживая судьбы людей в кинолентах и песнях, задумаются о многом: о войне и мире, о героизме своих прадедов, о связи поколений, и о том, как важно оставаться человеком в любых обстоятельствах.

Пусть наши учащиеся узнают эту часть истории в лицах, а события Великой Отечественной войны перестанут быть просто датами и абзацами в учебниках истории.

Цели и задачи:

— воспитание у подростков гражданственности и патриотизма на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;

— формирование чувства гордости и уважения за историческое прошлое своей Родины, сохранение преемственности; развитие волевых качеств;

— развитие кругозора, ответственности за будущее, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

Оборудование:

Мультимедийный экран, проектор, компьютер, музыкальный центр, метроном.

Форма проведения: устный журнал.

Страницы устного журнала: 1) «Историческая»; 2) «Трагическая»; 3) «Героическая»; 4) «Милосердие»; 5) «Лирическая»; 6) «Победная».

 

 Ход мероприятия

На экране заставка: «Война входит без стука…». Звучит песня «Как это было давно…»

 

Ведущий 1:

Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала «Война входит без стука…» (журнал состоит из шести страниц).

Первая страница – «Историческая». Время стремительно идет вперед. Но у него есть своя память – история. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб, не видели смерти голодных и изможденных людей вокруг. Но война не стерлась в людской памяти, забыть те дни нельзя. Потому, что история – это судьба каждого, кто вынес на себе те тяжелые четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Именно поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, унёсших миллионы жизней, разрушивших великие ценности, созданные человечеством. 

Ведущий 2:

Есть в нашей жизни даты, которые из года в год, из века в век передаются по наследству. Они указывают нам на события, которые нельзя забыть, невозможно стереть из памяти. Такой датой является день 22 июня 1941 года, ставший для миллионов людей днём памяти и печали.

1 чтец: (музыкальный фон – метроном)

Великая! Она летит во мгле
Ракетной скоростью
До глубины уменьшена
Живая вся. И ходит по Земля
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт, переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных
на голове меняются платки –
Знамёна стран, войною потрясённых
То флаг норвежский, то британский флаг,
То польский флаг, то чешский,
То французский… Но дольше всех
Не гаснет на плечах украинский,
Белорусский, русский…

2 чтец:

Она идёт, покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают
И обелиски кланяются в пояс.
От всех фронтов, от всех концлагерей,
От всех могил от Волги да Ла-Манша
И молча путь указывают ей
На Рейн, на Рейн и огоньки реванша
Они горят – запольные во мгле
Преступного, как подлость, равнодушья –
У генералов на штабном столе
И в кабинетах королей оружья.

3 чтец:

Ты кто? Ты кто? Я память о войне.
Ты русская? Тогда зачем ко мне?
Я не был там… Но я и парижанка,
И чешская… Побудь в моих ночах,
Моей печалью и тревогой маясь,
Менялись флаги на её плечах,
Черты лица и голоса менялись.
И лишь слеза – одна на всех
Со дна морского не мелеющего горя,
В ней боль одна, и скорбь одна, –
Одна везде и всюду солона, как море.
Одна слеза. И гнев из-под бровей
Один в глазах, как исповедь открытых.

Ведущий 1

22 июня – самая короткая ночь в году. В 1941 году она оказалась и самой жуткой. Едва забрезжил рассвет, загудело небо тяжёлыми самолётами, земля вздыбилась от разрыва бомб и снарядов.

 

Звучит песня «Священная война»

 

Началась долгая, жестокая война. Люди отстаивали мы свою землю, своё право на жизнь. 27 миллионов погибших. Конечно, вам очень трудно понять, как это много. Солдаты погибали в бою, в плену, в окружении. Мирные люди погибали от голода и холода.

Ведущий 2

Вторая страница нашего журнала – «Трагическая»… Эта страница – о войне и детях.

Ведущий 1

Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят, как вы. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки – матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Каникулы. Лето. Тепло. И никто не подозревал, что и приятные выпускные хлопоты, и задорные детские игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война… У целого поколения украли детство.

И вдруг – война….

 

Просмотр видеоролика «Я теряю тебя» из к/ф «Брестская крепость» https://www.youtube.com/watch?v=X5NI10_mRZA

 

Ведущий 2

Война… Как она изменила человеческие судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли из детства в теплушку, в окопы, в санитарный взвод. Они бросались на вражеские пулемёты, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

1 чтец:

Детской кровью дымились пути на Восток
Как свидетелей сердца на суд позови.
Молодечно и Брест, Волковыск, Белосток,
Слоним, плававший в детской крови.
Можно снова из пекла поднять города,
Песней радость строительства взвить,
Но убитых детей не вернуть никогда,
Раны не заживить.

Ведущий 1

Как отмечено в Декларации прав ребёнка, во время войны первыми страдают старики и дети. Как же вели себя наши сверстники и тот трудный час, который выпал на их долю? По-разному, наверное. Кто держался рядом со взрослыми, кому-то повезло, и его эвакуировали в далёкий тыл, кого-то угнали на работу в Германию. А кто-то взялся за оружие…

 

Песня и видеоролик «Дети войны» в исполнении Т.Гвердцители
https://www.youtube.com/watch?v=BAnAjeuTjwk

 

Ведущий 1

Война – каждый день, каждую секунду, и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами…

Ведущий 2

Следующая страница нашего журнала – «Героическая».

1 чтец:

Что я делал тогда? Снопы вязал,
А может быть работал на прополке,
Когда ты тоже поле проползал,
Где каждый метр изранили осколки.
Меня поймёт, кто был для фронта мал.
Он тоже географию сдавал
На карте, сплошь утыканной флажками,
От нас военные года всё дальше,
Всё глуше громы незабвенных битв.
Но ты спокойно спи, мой мальчик!
Как и они, не будешь ты забыт.
А дни бегут. Большой весною дружной
Украшен мир, насколько видит глаз.
Как дорожить нам нашей жизнью нужно,
Когда она во столько обошлась.
Быть может, долгий век отпущен мне
Я должен жизнь свою прожить такою,
Чтобы зачлась она моей страною,
С твоим коротким веком наравне.

Ведущий 1

Беларусь в самые первые дни войны стала ареной самых жестоких боев. Боев не на жизни, а на смерть… На помощь армии поднялся весь народ. Вчерашние выпускники в первые же дни войны вступили в ряды Красной Армии и ушли на фронт. Молодёжь и дети боролись с врагом, защищали родную землю, участвовали в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Их подвиги известны далеко не всем. Присмотритесь, сколько имён юношей и девушек на обелисках и могилах… Их именами названы улицы, парки, скверы… Но многие погибли безымянными…

2 чтец:

«Неизвестный солдат…», –
Я руками
Прочитал – мне мешала трава.
Со щеки придорожного камня
Горькой вязью стекали слова,
Словно было на камне им тесно, –
С камня буквы срывались почти…
Как же стал тот солдат
«Неизвестным»,
Как он мог в безызвестность уйти?
Разве хлеб
Не российская нива
На дорогу солдату дала?
Разве та,
Что живёт сиротливо,
Безымянного с фронта ждала?
Кто сказал,
Что солдат – неизвестен?
Он известен на все времена,
Только имя – в Полесье иль Бресте, –
Только имя забыла война.
Я-то помню солдата отменно
Помнить буду, пока я дышу,
Я сюда возвращусь непременно
Я своей рукой напишу,
Что на этом затерянном месте
Много зим,
Много весен назад
Камнем стал
Мой пропавший без вести,
До сих пор не вернувшийся брат.

 

Просмотр кинохроники, видеоролика «Как это было»

 

Ведущий 1

Их воспитала война. Война отучила этих детей плакать. У них своя психология, без прогноза на будущее. Одержимость игрой, приключением, любопытством. Подавай им романтику… А война, вот она, с ее возможностями отличиться, проявить геройство, проявить себя как личность. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, ваши ровесники проявляли удивительные мужество и стойкость.

Ведущий 2

Усталые и голодные в холодном кинотеатре молоденькие девушки завидовали чужой экранной любви и верности. Ждали свою любовь. О женской любви, мужестве, верности, самопожертвовании, терпении написано немало книг. Великих писателей вдохновляли великие женщины всех времён и народов. Но самый большой подвиг женщине пришлось совершить, встав в один строй с мужчинами.

 

На экране фотография девушки с цветами, затем клип на песню «Милосердие» https://www.youtube.com/watch?v=p7RA-Xci2ZU

 

Ведущий 1

Эта страница нашего журнала называется «Милосердие». Что такое милосердие? Возможно ли оно на войне? Нужно ли перевязывать раненого фашиста, если оказался с ним случайно в одном окопе? Стоит ли пощадить врага, если видел, как он расстреливал маленьких детей, стариков и женщин? С поля боя тяжелораненых выносили на своих хрупких плечах девчушки-медсёстры. Обидней всего бывало в тех случаях, когда медсестра, отдавшая много сил на перетаскивание раненого с поля сражения, обнаруживала, что за время пути боец умер. Всякое случалось…

3 чтец:

Девочки-подростки на войне
Девочки-подростки на войне,
Смерть страшна, но им страшней вдвойне.
Не носить им больше длинных кос,
Поезда пускавшим под откос.
Закрывали раненых собой,
Поднимали роты в смертный бой.
Сколько их веселых, светлых птах,
Погибало с песней на устах.
Там, где прогибались мужики,
Помогали нежных две руки
Не пустить на Родину врага
Ах, Победа, как ты дорога…
Отправляя в пекло дочерей:
Прачек, снайперов и пекарей,
Корчилась от жалости страна,
Что забудут павших имена.
Не гулять с мальчишкой у села,
Той, что от гранаты полегла.
Не рожать детей, не пить вина,
Всех под корень срезала война.

 

Объявляется минута молчания в память о погибших воинах

 

Ведущий 2

С невиданной силой развернулась партизанская и подпольная борьба жителей Беларуси, Украины и других регионов, оставшихся на оккупированной территории. Они наносили противнику колоссальный урон своими действиями: выводили из строя эшелоны, автомашины, линии связи. Подпольщики распространяли листовки, ходили в разведку, были связными. В условиях войны это требовало большого мужества. Чаще всего подпольщиками были дети и девушки. Конечно, ведь девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Среди них были совсем молоденькие девушки. Они мечтали о любви, о белых ромашках, о шёлковых платьях, которые разучились носить, о душистом мыле и туфлях на каблуках. У войны, к сожалению, женское лицо с испуганно-печальными глазами.

…Им пришлось стать солдатами
В этой страшной войне:
Летчиками, снайперами,
Чтобы родину защищать с мужчинами наравне…

 

Просмотр видеоролика «В небе ночные ведьмы»
https://www.youtube.com/watch?v=ZLY51172S5g

 

Ведущий 2

Война … А в людях ещё осталось место для улыбок, песен и танцев… А ведь многие их них погибнут… Но танцуют, поют и улыбаются, зная это… Вот это и есть мужество! Наша следующая страничка – «Лирическая».

 

Звучат мелодии военных лет: «Эх, дороги…», «Нас не нужно жалеть», «Туман»

 

Ведущий 1

Именно эти песни помогали сражаться, именно эти песни поднимали настроение и боевой дух. Здесь и песни нашего времени о войне. Песни, которые написаны уже после войны, написаны и теми, кто воевал, и теми, кто, к счастью, не видел войны, но объединяет эти песни наша Память, наша боль и наша радость Великой Победы.

 

Песня «В руках автомат…» из к/ф «Мы из будущего»
https://www.youtube.com/watch?v=YaUiS1w9Bso

 

Ведущий 1

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, но сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Ведущий 2

Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Мы подошли к новой странице нашего журнала – страница «Победная»!

Ведущий 1

Война входит без стука… Она никому не нужна… А побеждать надо… Война есть война – страшная и неприятная штука. Мы не сгущаем краски. Так оно и было на самом деле. Оставаться людьми в таких невообразимых условиях помогала мысль, что честно выполняя свой долг, они все вместе делили и горе утрат и радости боевых удач. Они знали, что совместными усилиями надо сделать все для того, чтобы к нам пришли мир и спокойствие.

…И молчание. Что тут сказать?
Нет для русских иного закона:
Если движется чёрная рать,
Стар и млад встанут в строй под знамёна,
И не взяв ничего для себя,
Верят в то, что для всех счастье будет…
Ради наших погибших ребят
Я прошу: будьте счастливы, люди!

Ведущий 2

Память о погибших воинах свято хранили их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы о них помним, пока мы о них говорим. Война будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. А в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей.

 

Песня «Мое поколение» https://www.youtube.com/watch?v=y9bMJTsuU-0

 

Ведущий 1

На этом наш устный журнал «Война входит без стука…» заканчивается. Завершить нашу работу хотелось бы словами:

Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон-
За Победу, веру, любовь.

Ведущий 1

Наш устный журнал перевернул свою последнюю страничку. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам о разных событиях нашей Родины.

Ведущий 1 и Ведущий 2:

«Благодарим за внимание! До свидания, до новых встреч!»

 

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня из устного журнала?

Какие страницы устного журнала понравилось вам больше всего? Почему?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий