Коррекционная работа с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

- 17:12II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Материалы к урокам

 

Ирина ТИМОШУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО
«Специальная общеобразовательная
школа № 18 г. Минска для детей
с тяжелыми нарушениями речи»

 

 

 

 

 

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, несмотря на определенные успехи в коррекции нарушений речи и познавательной деятельности, на протяжении всех лет обучения в специальной школе не овладевают в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими, грамматическими, фонетико-фонематическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности.

Несомненно, эти нарушения затрудняют овладение детьми программным содержанием общеобразовательной школы и, прежде всего, такими предметами, как «Русский язык» и «Русская литература».

При обучении детей с ТНР русскому языку ставятся те же задачи, что и в общеобразовательной школе. Реализация задач обучения русскому языку возможна лишь при выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной работы. В связи со своеобразием познавательной и эмоционально-волевой деятельности этих учащихся увеличено количество уроков русского языка и литературы при сохранении полного объема программы общеобразовательной школы (согласно учебному плану школ для детей с ТНР), время для повторения изученного в конце учебного года.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, предупреждение, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Эффективность обучения учащихся с ТНР, успешность коррекционной работы, направленной на формирование и развитие выразительной устной речи у данного контингента детей в большей мере зависит от состояния эмоционально-волевой сферы ребенка, от его отношения к процессу обучения и его содержанию. К такому выводу подвел нас многолетний опыт работы методического объединения учителей русского языка и литературы.

Благодатной почвой для формирования полноценной речевой деятельности является литературное образование.

     Во-первых, на уроках русской литературы формируется и закрепляется сознательное и правильное чтение.

     Во-вторых, опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения.

     В-третьих, богатейшие возможности дают уроки литературы для развития словаря, грамматического строя, формирования связной речи.

На уроках русского языка и русской литературы используется большое количество игр, конкурсов, викторин, кроссвордов для развития словарного запаса учащихся с ТНР.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой – с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

 

Примеры лексической работы

     1 Найдите в тексте повторяющееся слово. Разъясните его значение. Какие еще значения имеет это слово в языке?

Никто, конечно, не знал, как делать воздушные шары, но Знайка сказал, что он все обдумает и тогда объяснит. И вот Знайка стал думать. Думал он три дня и три ночи и придумал сделать шар из резины. (Н.Носов)

Данное упражнение предполагает анализ значения слова, функционирующего в речи, и анализ системы значений многозначного слова в языке.

     2 Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа золотые руки, лапы ели, проседь берез и т. д. Упражнение на толкование значений слов могут дополняться заданиями на составление текста. Например:

Опишите, как вы представляете себе лес, степь, радость, горе, любовь, дружбу и т.д. С помощью толкового словаря определите значение слова. Сравните значение слова, описанное в словаре, и ваше описание обозначенного словом явления. Точным ли было это описание?

Подобного типа упражнения ориентируют учащихся на описание образных представлений, готовят детей к восприятию слов в связной речи, к правильному словоупотреблению, установлению естественных связей между словом и обозначенным предметом.

     3 Какие главные (опорные) слова и выражения можно употребить, рассказывая о школе, друзьях и т.д. Запишите эти слова. (Тематическая группировка слов)

     4 Прочитайте текст. Оцените его выразительность. С помощью каких слов передаются чувства героев, описываются их впечатления.

     5 Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Как изменится текст, если произвести литературную правку?

– Слышь, Петька, – сказал вдруг Гаврик, – понимаешь, они там сидят и даром дожидаются без товара. Их тама перестреляют, очень просто. А я не могу иттить, потому что этот черт непременно за мной прилипнет! Чуешь, что я тебе говорю?
– Чую, – одними губами проговорил Петя. (В. Катаев)

     6 Найти (указать) слово, употребленное в несвойственном ему значении. Например: Я упал навзничь и ушиб колено.

     7 Устранить неоправданные повторы в тексте, используя близкие по значению слова. Например: Увидев человека, медведь бросился в лес. Охотник увидел на лапе медведя капкан.

     8 Вычеркнуть слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли текста.

     9 Какие слова в данном предложении можно употребить с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

В этой маленькой комнате все выглядело праздничным: светлые обои, чистые занавески на окнах, аккуратно сложенные на столе стопки книг.

     10 Опишите свое поведение, когда вы опаздываете, но не можете найти забытую в доме вещь. Какие приставки к глаголу бегать помогут вам описать свои действия?

     11 В рассказе вам встретятся следующие слова и словосочетания. Не читая вслух все слова, назовите слово, которое повторяется два раза. Объясните его значение. Прочитайте его наоборот.

дупляные птицы           проказники
заготовка дров             поздно
сухостойный лес           экспонат
свирель                         операция извлечения
экспонат                        мастерская
отшелушивал                долбил

 

Прочитайте слова медленно, подчеркивая (выделяя силой голоса) те места, произношение которых отличается от написания. Объясните выражения.

Подберите проверочные слова к словам: поздно, мастерская.

К словам проказники, долбил подберите синонимы. Проверьте, всё ли здесь правильно?

     12 Нелепицы – прочесть слово, изменив порядок слогов. Поменяв местами 3-й и 1-й слоги, прочесть слово по слогам, начиная с конца. Прочесть, пропустить 2-й и 4-й слоги.

су-хо-стой-ный, про-каз-ни-ки.

     13 Четко по слогам произнесите слова водопровод, лаборатория и т.д.

Произнесите те же слова быстро, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в замедленном, а затем в более быстром темпе.

     14 Прочитайте каждую скороговорку 3–4 раза подряд в замедленном, а потом обычном темпе:

От топота копыт пыль по полю летит.

Прочитайте, каждый раз меняя интонацию.

а) радостно, восторженно. («Как красиво мчатся кони!»)
б) раздраженно, недовольно. («Фу, как напылили».)

Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Проворонила ворона вороненка.

– Какие звуки в них повторяются?

– Что можно услышать благодаря повтору этих звуков?

– Прочитайте:

а) с сожалением («жалко вороненка»);
б) с осуждением («растяпа эта ворона»);
в) с радостью.

 

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на уроках создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функций речи.

Опыт организации обучения детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет выделить следующие направления коррекционной работы на работы на уроках русского языка и литературы:

1 Совершенствование навыка языкового анализа:

– выявление фонем в функционально сильных и функционально слабых позициях;
– развитие навыка морфемного анализа;
– формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
– совершенствование навыка членения текста на смысловые отрезки (предложения, абзацы, строфы) и т.д.

2 Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность:

– формирование навыка установления контекстных связей;
– работа над психическими процессами, обеспечивающими речевую деятельность: памятью, вниманием, пространственной ориентировкой, произвольной регуляцией и т.д.

3 Формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки:

– совершенствование слоговой структуры (в том числе на базе терминологической лексики);
– развитие и совершенствование грамматического оформления высказывания;
– формирование навыка практического словоупотребления частей речи (причастий, деепричастий, производных предлогов и др.);
– практическое освоение грамматических структур (причастные и деепричастные обороты, типы предложений) и т.д.

4 Развитие коммуникативных навыков:

– развитие различных форм коммуникации;
– формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия: уметь вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт и др.;
– формирование учебного высказывания с использованием учебной терминологии по типу рассуждения и доказательства и т.д.

Перечисленные направления работы являются общими для всей системы работы и на коррекционных занятиях в старшей школе.

Таким образом, коррекционная работа на уроке русского языка и русской литературы помогает детям устранить недостатки их речи, повышает уровень владения ими языком, учит школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения, создает предпосылки для успешного процесса обучения и социальной адаптации подростка.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий