Роза АБАШИНА,
воспитатель
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область
Играя, ребёнок постигает мир. Ребенок развивается в деятельности. А игра – это своеобразная деятельность детей, посредством которой они активно, творчески, по-своему отражают окружающую его жизнь и прежде всего действия взрослых людей с предметами их труда.
Моя практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в покрывало или косынку – коробки в стол, кровать, шкаф.
Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Я стараюсь уделять внимание каждому ребенку, слежу за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело.
Из опыта могу утверждать, что малыши начинают объединять в игре различные впечатления, сочетают подражание с выдумкой.
Очень любят изображение домашнего труда: дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед. Малыши лечат кукол и игрушечных зверей: смазывают их воображаемой мазью, дают лекарство, выслушивают, кормят. Имитируют поездки на транспорте: составляют стульчики, берут в руки руль – управляют машиной. Им свойственно катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек.
Дошкольники изображают как музыкальные занятия (играют на «пианино», поют с куклами), так и животных (малыши бегают, мяукают, лают, как собачки, скачут, как лошадки, прыгают, как зайчики). С удовольствием дети воспроизводят инсценировки. Например, доктор Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для белочки, ежика и собачки.
Мы используем также игры со строительным материалом – дети строят домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери. Играя с песком, малыши в формочках пекут пирожки, зарывают игрушки в песок, откапывают их. Играя с водой, дети пускают по воде уточек, лодочки, переливают воду, плескаются…
Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, слушают, как тикают часы, поднося к уху, говорят «тик-так».
Могу сказать, что игры малышей в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания.
Несколько позже у малышей во время игры появляются роли. В некоторых случаях дети сначала распределяют роли среди игрушек, а уж потом наделяют ролью себя.
Алиса на плите варит обед для кукол. «Ты что делаешь? – спрашиваю я. «Обед варю». – «А кто ты?» – молчит. А рядом стоит Тимур и говорит: «Она повар».
Ребёнок не всегда может определить свою роль, но мой вопрос заставляет его задуматься и понять, кого он изображает.
Дети играют в «поезд». Я спрашиваю ребёнка: «Ты кто?» Он смотрит на меня и с удивлением отвечает: «Я – Никита». – «А на паровозе ты кто?» Никита задумывается и говорит: «Шофёр».
Малыши ещё не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком простое, однообразное. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, лечение кукол), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию.
Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, ребёнок начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные. В результате роли сами собой разделяются. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям товарища.
Могу помочь при распределении ролей вопросами, а иногда и личным участием в игре. Две девочки играют. Они у врача, болеет кукла. «Кто доктор?» – спрашиваю. «Я, доктор». – «А ты кто?» – обращаюсь к другой девочке. «Я мама». Участие в игре взрослого помогает детям лучше понять друг друга. Шофёру, который построил машину, я советую отвезти друзей домой и т.д.
Содержание некоторых игр связано с хозяйственным трудом (мытьё игрушек, уборка кукольного уголка, приготовление угощения для кукол и т.д.). К ребятам приходит кукла Маша и приглашает всех к себе на день рождения. Когда кукла уходит, я обращаюсь к детям: «Что вы подарите Маше?» Дети решили слепить угощение (конфеты, печенье, яблоки) и разложить его в вазы и тарелки, предварительно сделанные. Малыши работали с большим увлечением, проявляли много выдумки. Игровая цель сделала лепку увлекательной. День рождения прошёл весело, дети читали стихи, пели песни.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь. Подражая тому, что видит, он комбинирует свои представления. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создаёт её по ходу игры. В игре ребенок раскрывает себя, проявляются особенности его характера, его качества, интересы и воображение.