Марина НОСКО,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Наровли»,
Гомельская область
narovlya-gimnaziya@post.gomel.by
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.
Цели: познакомить с приставкой как частью слова, её ролью; формировать умение работать с алгоритмом нахождения приставок в словах; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок; формировать орфографический навык; воспитывать волевые качества.
Ход урока
I Организационный момент
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В стране Морфемики
Познаете вы много разных тайн,
И части слов живут и тут, и там.
Наш урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждет открытие новых знаний.
II Чистописание
На доске написано:
ПпРрТтГг
плрмткги
Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.
III Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его назвать, если успешно справитесь с кодом.
(Квартира)
Определите лексическое значение слова квартира. (Это отдельное жилое помещение в доме, в котором имеются комнаты, кухня, прихожая и т. д.)
Иными словами, это часть дома, жилое помещение, жилище. Подберите однокоренные слова. Запишите. Выделите корень, поставьте ударение. (Квартира – квартирка, квартирный.)
Мама, в, квартира, уют, создать
Составьте и запишите предложение со словом квартира. Подчеркните главные члены предложения.
IV Орфографическая разминка
Ваша задача – выбрать правильный столбец с ответом и вставить пропущенные буквы.
(Дети обмениваются карточками и проверяют другу друга правильность выполнения задания)
V Актуализация знаний
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Морфемики. Отправимся в путешествие мы на поезде. Мы с вами уже побывали на поляне Корней, переплыли через озеро Окончаний, перешли через гору Суффиксов. На пути нас будет ждать много испытаний. Вот первое.
На доске висят перевернутые карточки с буквами (9 штук). На столе учителя лежат карточки, тоже перевернутые, на них числа от 1 до 9.
Выходит один ученик, выбирает любую карточку с номером. Задаю соответствующий номеру вопрос. Если ученик отвечает правильно, то переворачиваю карточку с номером, на обратной стороне которой написана буква. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.
Вопросы:
1 Из каких частей состоит слово?
2 Какая часть слова называется окончанием?
3 Найдите лишнее слово: ночь, ночной, ночевка, ночью.
4 Для чего служит окончание?
5 Как называется общая часть родственных слов?
6 Подберите как можно больше однокоренных слов к слову мороз.
7 Какая часть слова называется суффиксом?
8 В каком слове нет уменьшительно-ласкательного суффикса? Плечико, бочок, глазищи.
9 Как найти в слове суффикс?
Когда на вопросы даны правильные ответы, из карточек складывается слово «ПРИСТАВКА».
Зима пришла в лес, который мы встречаем на пути. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они кричат: «Приехали, Добрались. Выходите».
Лес наш Приставок встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь, посмотри,
Пишутся слитно с корнем они.
Корень как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.
VI Сообщение темы и цели урока
Итак, какова тема нашего урока?
Какие цели мы поставим перед собой. (Ответы)
Правильно, мы должны ответить на вопросы:
Что такое приставка?
Где она находится?
Для чего она нужна?
Как обозначается?
VII Изучение нового материала
Поезд остановился и задумался: А нет ли в этом лесу у него друзей? Давайте поможем нашему поезду найти их. Для этого попробуем в слове поезд выделить, окончание, основу и корень.
Какая часть слова осталась? (по-)
Где она стоит? (перед корнем -езд)
Как её назовём? (приставка) Почему? (приставили к корню)
Правильно, ребята, эта часть слова называется приставка.
На доске вывешивается опора:
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Физкультминутка
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
1) Послушайте сказку о приставках. Лингвистическая сказка.
Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики.
Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.
– Какую первую тайну приставки мы с вами открыли? (стоит перед корнем)
2) А теперь давайте поищем друзей нашего поезда в этом лесу. Это задание нам предлагает добрый лесной эльф.
Добавьте к корню -езд эти приставки.
– Что получили? (Новые слова). Запишите их и выделите приставки.
– Какую вторую тайну приставок открыли? Для чего служат приставки? (для образования новых слов)
Прочитайте правило о приставке с. 110. Все ли мы тайны приставок открыли? (Да). Давайте их повторим и запомним: (вывешивается опора)
Приставка
* стоит перед корнем
* образует новые слова
* придает словам новое значение
На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.
Прочитайте слова. Что общего в этих словах? (Они однокоренные.) Почему вы так считаете? (Ответы.) Выделите корень.
– Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах? Выделите окончание.
– Какую часть мы не выделили? (Часть слова, которая стоит перед корнем.)
Итак, часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается значком «приставка». Выделите приставку в данных словах.
– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?
– Что меняется в слове с изменением приставки? (Смысл, значение слова.)
Изменение значения слова приводит к образованию нового слова
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Так при помощи приставки
Образуются слова.
Физкультминутка
Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу слово, в котором нет приставки, приседаете. (Слова написаны на доске.)
Делать, сделать.
Написать, писать, подписать.
Вез, отвез, вывез, привез.
Занес, нес, перенес, вынес.
Работа с учебником
1 вариант – упражнение 173, с. 109.
Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный, героический,
2 вариант – упражнение 174, с. 110.
(По одному человек из каждого варианта работают у доски.)
Взаимопроверка
– Как найти в слове приставку?
Давайте подумаем и составим алгоритм нахождения приставки в слове. Для примера возьмем слово приморский, что мы будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова пример: «море», «морской», «моряк».)
– Затем? (Выделим корень -мор-.)
– А теперь? (Та часть, которая стоит перед корнем, и есть приставка, обозначим ее соответствующим значком.)
На доске помещается плакат с алгоритмом нахождения приставки в слове.
Как найти приставку
VIII Закрепление изученного
Лес приставок очень густой… И пройти и проехать в нём трудно. Лесные жители помогут нам преодолеть этот путь, если мы с вами выполним их задания. Вы готовы? (да). Тогда в путь.
Работа в группах
1) Задание лесной цветочной феи:
1 группа – образуйте слова от слова ход с помощью приставок про-, об-, по-, под-, от-, выделите в словах приставки.
2 группа – выпишите из предложенных слов только те, в которых есть приставки, выделите их.
походка, посуда, поезд, поляна, победитель, окошко, очистки, обида, обрезки, отдых, отряд, ответ, отважный, открытый.
3 группа – найдите и зачеркните «лишнее» слово.
Отлет, отряд, отрезок, отгадка.
Улетать, украшать, умываться, улыбаться.
Приучить, приручить, приколка, принцесса.
Обрезок, обновка, обед, обход.
4 группа – прочитайте слова, которые Незнайка выбирал, основываясь на данном ему задании: выбрать слова с приставкой до-; найдите ошибки, зачеркните «лишние» слова; придумайте и запишите 4 слова с приставкой до-.
догадаться, доехать, дождаться, докупить, докрасить, дошкольный, дорогой, дождливый, домашний, документ, дорога, доброта
2) Упражнение 175, с. 110. Спишите в словах выделите приставку.
3) Упражнение 176, с. 111. Выпишите слова с приставками
IX Подведение итогов урока. Рефлексия
Что такое приставка? Для чего она нужна? Как найти в слове приставку?
Лесные жители подготовили вам последнее испытание, они хотят узнать, что вы узнали на уроке.
Тест
1) Какая часть слова называется приставкой?
a) Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении
б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
в) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2) Как обозначается приставка?
3) В каком из этих слов есть приставки?
a) домашний; б) полосатый; в) настольный.
X Домашнее задание
Упражнение 177, с. 111.