- Метадычка, Пачатковая школа. Сцэнарыi

План-конспект учебного занятия по русскому языку в 3-м классе по теме «Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки»

 

Марина НОСКО,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Наровли»,
Гомельская область

[email protected]

 

 

 

 

Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.

Цели: познакомить с приставкой как частью слова, её ролью; формировать умение работать с алгоритмом нахождения приставок в словах; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок; формировать орфографический навык; воспитывать волевые качества.

 

Ход урока

Организационный момент

Привет, друзья!
Примите приглашение.
В стране Морфемики
Познаете вы много разных тайн,
И части слов живут и тут, и там.

Наш урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждет открытие новых знаний.

 

II Чистописание

На доске написано:

ПпРрТтГг
плрмткги

Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

 

III Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его назвать, если успешно справитесь с кодом.

                                               (Квартира)

Определите лексическое значение слова квартира. (Это отдельное жилое помещение в доме, в котором имеются комнаты, кухня, прихожая и т. д.)

Иными словами, это часть дома, жилое помещение, жилище. Подберите однокоренные слова. Запишите. Выделите корень, поставьте ударение. (Квартира – квартирка, квартирный.)

Мама, в, квартира, уют, создать

Составьте и запишите предложение со словом квартира. Подчеркните главные члены предложения.

 

IОрфографическая разминка

Ваша задача – выбрать правильный столбец с ответом и вставить пропущенные буквы.

(Дети обмениваются карточками и проверяют другу друга правильность выполнения задания)

 

V Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Морфемики. Отправимся в путешествие мы на поезде. Мы с вами уже побывали на поляне Корней, переплыли через озеро Окончаний, перешли через гору Суффиксов. На пути нас будет ждать много испытаний. Вот первое.

На доске висят перевернутые карточки с буквами (9 штук). На столе учителя лежат карточки, тоже перевернутые, на них числа от 1 до 9.

Выходит один ученик, выбирает любую карточку с номером. Задаю соответствующий номеру вопрос. Если ученик отвечает правильно, то переворачиваю карточку с номером, на обратной стороне которой написана буква. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.

Вопросы:

1 Из каких частей состоит слово?
2 Какая часть слова называется окончанием?
3 Найдите лишнее слово: ночь, ночной, ночевка, ночью.
4 Для чего служит окончание?
5 Как называется общая часть родственных слов?
6 Подберите как можно больше однокоренных слов к слову мороз.
7 Какая часть слова называется суффиксом?
8 В каком слове нет уменьшительно-ласкательного суффикса? Плечико, бочок, глазищи.
9 Как найти в слове суффикс?

Когда на вопросы даны правильные ответы, из карточек складывается слово «ПРИСТАВКА».

Зима пришла в лес, который мы встречаем на пути. В этом лесу живут сказочные эльфы, феи и тролли. Они кричат: «Приехали, Добрались. Выходите».

Лес наш Приставок встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь, посмотри,
Пишутся слитно с корнем они.
Корень как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.

 

VСообщение темы и цели урока

Итак, какова тема нашего урока?
Какие цели мы поставим перед собой. (Ответы)
Правильно, мы должны ответить на вопросы:
Что такое приставка?   
Где она находится?
Для чего она нужна?
Как обозначается?

 

VIИзучение нового материала

Поезд остановился и задумался: А нет ли в этом лесу у него друзей? Давайте поможем нашему поезду найти их. Для этого попробуем в слове поезд выделить, окончание, основу и корень.

Какая часть слова осталась? (по-)
Где она стоит? (перед корнем -езд)
Как её назовём? (приставка) Почему? (приставили к корню)
Правильно, ребята, эта часть слова называется приставка.

На доске вывешивается опора:

У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.

 

Физкультминутка

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.

 

1) Послушайте сказку о приставках. Лингвистическая сказка.

     Долгое время в стране Морфемики жили только корни и окончания.
    Однажды в чудесном лесу появились приставки. Они познакомились с жителями поляны и озера и решили дружить с ними.
     Корни и окончания с радостью приняли их в свою семью и построили для приставок специальные домики.
    Приставки пользуются у других частей слова особым уважением, потому что стоят в самом начале слова, перед корнем.

– Какую первую тайну приставки мы с вами открыли? (стоит перед корнем)

 

2) А теперь давайте поищем друзей нашего поезда в этом лесу. Это задание нам предлагает добрый лесной эльф.

Добавьте к корню -езд эти приставки.

– Что получили? (Новые слова). Запишите их и выделите приставки.

– Какую вторую тайну приставок открыли? Для чего служат приставки? (для образования новых слов)

 

Прочитайте правило о приставке с. 110. Все ли мы тайны приставок открыли? (Да). Давайте их повторим и запомним: (вывешивается опора)

Приставка
* стоит перед корнем
* образует новые слова
* придает словам новое значение

На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

Прочитайте слова. Что общего в этих словах? (Они однокоренные.) Почему вы так считаете? (Ответы.) Выделите корень.

– Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах? Выделите окончание.

– Какую часть мы не выделили? (Часть слова, которая стоит перед корнем.)

Итак, часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается значком “приставка”. Выделите приставку в данных словах.

– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

– Что меняется в слове с изменением приставки? (Смысл, значение слова.)

Изменение значения слова приводит к образованию нового слова

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Так при помощи приставки
Образуются слова.

 

Физкультминутка

Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу слово, в котором нет приставки, приседаете. (Слова написаны на доске.)

Делать, сделать.
Написать, писать, подписать.
Вез, отвез, вывез, привез.
Занес, нес, перенес, вынес.

 

Работа с учебником

1 вариант – упражнение 173, с. 109.
Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный, героический,

2 вариант – упражнение 174, с. 110.
(По одному человек из каждого варианта работают у доски.)

 

Взаимопроверка

– Как найти в слове приставку?

Давайте подумаем и составим алгоритм нахождения приставки в слове. Для примера возьмем слово приморский, что мы будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова пример: «море», «морской», «моряк».)

– Затем? (Выделим корень -мор-.)

– А теперь? (Та часть, которая стоит перед корнем, и есть приставка, обозначим ее соответствующим значком.)

На доске помещается плакат с алгоритмом нахождения приставки в слове.

Как найти приставку

 

 

VIII Закрепление изученного

Лес приставок очень густой… И пройти и проехать в нём трудно. Лесные жители помогут нам преодолеть этот путь, если мы с вами выполним их задания. Вы готовы? (да). Тогда в путь.

 

Работа в группах

1) Задание лесной цветочной феи:

1 группа – образуйте слова от слова ход с помощью приставок про-, об-, по-, под-, от-, выделите в словах приставки.

2 группа – выпишите из предложенных слов только те, в которых есть приставки, выделите их.

походка, посуда, поезд, поляна, победитель, окошко, очистки, обида, обрезки, отдых, отряд, ответ, отважный, открытый.

3 группа – найдите и зачеркните «лишнее» слово.

Отлет, отряд, отрезок, отгадка.
Улетать, украшать, умываться, улыбаться.
Приучить, приручить, приколка, принцесса.
Обрезок, обновка, обед, обход.

4 группа – прочитайте слова, которые Незнайка выбирал, основываясь на данном ему задании: выбрать слова с приставкой до-; найдите ошибки, зачеркните «лишние» слова; придумайте и запишите 4 слова с приставкой до-.

догадаться, доехать, дождаться, докупить, докрасить, дошкольный, дорогой, дождливый, домашний, документ, дорога, доброта

2) Упражнение 175, с. 110. Спишите в словах выделите приставку.

3) Упражнение 176, с. 111. Выпишите слова с приставками

 

IX Подведение итогов урока. Рефлексия

Что такое приставка? Для чего она нужна? Как найти в слове приставку?

Лесные жители подготовили вам последнее испытание, они хотят узнать, что вы узнали на уроке.

Тест

1) Какая часть слова называется приставкой?

a) Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении
б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
в) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2) Как обозначается приставка?


                                                       а)                        б)                   в)

3) В каком из этих слов есть приставки?

a) домашний; б) полосатый; в) настольный.

 

Домашнее задание

Упражнение 177, с. 111.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий