Наталья МАЕР,
педагог-психолог
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Свислочского района»,
Гродненская область
Задачи:
– учить ребёнка слушать сказку в инсценированном варианте, вызывать желание прослушать её ещё раз;
– побуждать ребёнка эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в рассказывание сказки;
– развивать зрительное восприятие;
– закладывать основы доброжелательного отношения ко всему живому.
Материалы: муляжи овощей, грибы, кубики, шарики, разрезные картинки, альбомный лист, карандаши.
Ход занятия
I Организационный этап
Приветствие
Педагог-психолог:
Чтоб занятие начать,
Надо нам с тобою встать.
Руки вытянуть вперёд
И похлопать хлоп-хлоп-хлоп.
Приготовить ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку.
II Мотивационный этап
Рассказывание сказки в инсценированном варианте
Педагог-психолог:
Я тебе расскажу сказку «Колобок», а ты вместе со мной повторяй движения. Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки мне, старая, колобок»
Старуха намешала муки Движение кистями рук к себе
Наскребла соли Движение кисти по столу к себе
Замесила тесто Круговые движения рук в разных направлениях
Слепила колобка Имитация лепки колобка
Покатала Круговые движения одной ладони над другой
Маслом помазала Гладит одной ладошкой по другой
В печку поставила жарить Дышит на ладони тёплым воздухом
И положила остудиться на окошко Дует на ладошки
Педагог-психолог:
Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на траву, с травы на дорожку.
– Какой Колобок веселый или грустный? Что он делает, плачет или улыбается? Значит, Колобок веселый?
Педагог-психолог:
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка:
– Колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем. Я люблю овощи. Найди то, что я люблю (предлагаются муляжи овощей).
Педагог-психолог:
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк:
– Колобок, никто со мной не дружит и не играет. Зайцы разбегаются, птицы разлетаются. Скучно мне одному в лесу.
– Давай, Волк, я с тобой в прятки поиграю (игрушку колобка прячет педагог, а затем с ребёнком и волком ищут).
Колобок попрощался с Волком и покатился дальше, а навстречу ему Медведь:
– Колобок, Колобок, проголодался я. Ни одного гриба в лесу не нашёл. Вот я тебя и съем.
– Не ешь меня Медведь, я тебе грибы помогу найти (в мешочке лежат грибы, кубики и шарики, нужно на ощупь найти в мешке грибы, ребёнок выполняет задание). Медведь благодарит и отпускает Колобка.
Педагог-психолог:
И он покатился, а навстречу ему хитрая Лиса:
– Колобок, какой ты красивый, румяный, помоги мне. Я несла мозаику, а она упала. Несколько картинок выпало, я никак не могу их вставить на место, если ты мне поможешь, я отпущу тебя. (Ребенок собирает картинки). Лиса отпустила колобка.
И он покатился дальше. Катился он, катился, и наступил вечер. Нужно колобку отдохнуть и сил набраться. Поэтому он нашел листочек и спрятался под ним и уснул до утра.
III Практический этап
Педагог-психолог:
– Пока Колобок спит, мы с тобой его нарисуем. А когда проснется колобок, то увидит свой портрет и обрадуется.
IV Рефлексивный этап
Педагог-психолог перечисляет события занятия, хвалит ребёнка за участие, подчёркивает радостное состояние ребенка на занятии.
– Покажи, кто был главным в нашей сказке? Кого слепили из теста? (Колобка).
– Покажи, кого повстречал Колобок на пути? (Зайца, волка, медведя, лису).
– Чем закончилась сказка? Покажи, что сделал Колобок в конце сказки? (Уснул).
V Ритуал прощания
Педагог-психолог:
Сказки той пришёл конец,
А (имя ребенка) наш молодец:
Слушал он внимательно,
Помогал старательно.
А теперь ушам, глазам скажем мы «спасибо»,
Ты помашешь мне «пока»,
До свидания, милый!