Елена ВЛАСИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область
Если подвижные игры мы широко используем для удовлетворения двигательных потребностей детей, то, организуя наблюдения, способствуем развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия, формированию нравственных качеств. Ребенок не может наблюдать молча, и это необходимо использовать. Так мы учим рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, стимулируем к высказываниям.
Для поддержания интереса к познавательной деятельности на прогулке я использую «игры-выручалочки» – игры и задания, которые можно провести без подготовки, ориентируясь только на то, что «предлагает» нам природа сегодня.
«Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. Предлагаю детям посоревноваться – кто заметит больше птиц за время прогулки. После «подсчета», организую беседу с детьми о том, каких птиц они видели, как вели себя птицы, предлагаю послушать голоса птиц.
«Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забываю прихватить с собой зеркальца. Дети с удовольствием делают день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. А еще, выбрав какую-нибудь отдаленную цель, предлагаю детям потренироваться запускать зайчика так далеко.
«Песок и вода». Пошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие. Беру на прогулку гимнастические палки, различный бросовый материал, и предлагаю измерить глубину луж, проверить, что тонет, что плавает, порассуждать почему так происходит.
«Драгоценные камешки». Сначала предлагаю детям превратиться в кладоискателей и поискать камешки необычной формы, цвета, фактуры. Когда у каждого «драгоценность» в руках, предлагаю «продать» свой камешек «ювелиру», рассказав все о его «ценности», о том, какое украшение можно из него сделать. Потом можно попросить детей рассортировать камешки (большие – маленькие, черные – белые и др.); нарисовать на земле различные фигурки, а детям предложить выложить камешки по контуру; заинтересовать детей выкладыванием узоров.
«Трава и цветы». На лужайке блестит на солнце зелень травы. Предлагаю детям провести рукой по молодой травке, почувствовать, какая она нежная, шелковая, описать свои ощущения. На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. Предлагаю описать цветы, рассказать, на что они похожи.
«Муравьи, жуки, кузнечики». В тиши деревьев можно увидеть маленьких тружеников-муравьев. Предлагаю детям понаблюдать издали за их работой и рассказать о том, что увидели. Также можно организовать наблюдение и за другими насекомыми, только обязательно предупреждаю детей о том, что насекомые – хрупкие создания, что надо быть очень осторожными, чтобы невольно не нанести им вред.
«Шишки, желуди». Выношу на прогулку корзинки с желудями и шишками (родители вместе с детьми помогли нам собрать их) и лоток с нашими «драгоценными» камешками. Сначала мы внимательно рассматриваем содержимое корзинок, описываем, сравниваем по величине, придумываем, на что похожи шишки, желуди. Потом предлагаю желуди сравнить на ощупь с камнями, поиграть в игру «Чудесный мешочек», взять в одну руку камешек, в другую – желудь и «взвесить» их. После игр рассказываю детям, кто питается желудями, семенами из шишек и почему шишки такие колючие.
«Куст и дерево». Выйдя на прогулку обращаю внимание детей на деревья, на то, что одни из них высокие, другие низкие, что у них разные стволы, кроны, листья и т.д. Спрашиваю, знают ли дети, как отличить деревья от кустов, и совместно обозначаем все отличительные особенности (у дерева – массивный ствол, ветки высоко, у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев). Также предлагаю детям вспомнить названия деревьев и кустарников и поиграть в игры «К этому дереву (кустарнику) беги» или «Чей листочек», найти самое высокое (низкое) дерево, самый развесистый кустарник, дерево с самым массивным (тонким) стволом, с самой пышной кроной и т.д. Рассказываю о пользе деревьев и вообще зеленых насаждений, о том, как используется древесина в производстве.
Игры на свежем воздухе – всегда веселое и увлекательное занятие. Но в процессе наблюдений дети еще и овладевают определенными представлениями о живой и неживой природе, учатся сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие зависимости, бережно относиться ко всему живому.