Екатерина РУСИНОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад д. Бенякони»
Вороновского района,
Гродненская область
В практике работы учителем-дефектологом пункта коррекционно-педагогической помощи неоднократно сталкивалась с проблемой закрепления правильного произношения звуков в связной речи ребенка. С одной стороны, звук поставлен, правильно произносится, автоматизирован во всех позициях, проведена дифференциация с возможно заменяемыми звуками, но выходя из кабинета учителя-дефектолога либо отвлекаясь от работы над звуком, ребенок произносит его неправильно, совсем не произносит либо заменяет на другой.
Однажды столкнулась с такой проблемой: звук [ш] у ребенка поставлен, автоматизирован во всевозможных заданиях, играх и упражнениях, продифференцирован со звуком [с], но, когда ребенок выходил из моего кабинета, звук [ш] исчезал. Я перепробовала многое, но ничего не помогало, ребенок уже наизусть знал, что я от него хочу, «выдавал» мне это, а потом забывал. Тогда я решила прибегнуть к методу сказкотерапии.
Вначале мы читаем сказку, работаем над ее содержанием, затем с помощью разнообразных пособий воспроизводим ее. Я заметила, что сказка позволяет ребенку отвлечься от процесса автоматизации звука: выполнения знакомых действий, фиксации на звуке в определенной обстановке. Ребенок тренируется правильно произносить звук в диалогической и монологической речи. А учитель таким образом контролирует произношение ребенка и закрепляет его в новой деятельности, на новом речевом материале.
В работе со сказкой я также использую такие приемы как придумывание концовки сказки, изменение сюжетных линий, при этом ребенок уже закрепляет правильное звукопроизношение в совершенно незнакомой речевой ситуации. Использование приемов с изменением сюжета и концовки сказки развивает воображение, логическое мышление.
Использование сказкотерапии в работе учителя-дефектолога позволяет не только закреплять правильное звукопроизношение у детей, но и развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь, монологическую и диалогическую речь, память, внимание и т.д.
Для реализации метода сказкотерапии в своей работе использую книги с иллюстрациями, отдельные иллюстрации к событиям сказки, сюжетные картинки по сказке, мнемотаблицы к сказкам. В реализации метода хорошо зарекомендовали себя промышленные пособия: театр резиновых игрушек, кукольный театр, деревянный конструктор «Сказки».
В своей работе использую и пособия, сделанные своими руками. «Сказочный куб» представляет собой куб, каждая сторона которого иллюстрирована к определенной сказке и нанесена на тонкий жестяной лист. Отдельно изготовлены герои сказок («Колобок», «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Теремок», «Репка», «Как кот зверей напугал»), которые наклеены на магнитный лист и могут прикрепляется к кубу. Ребенку предлагается либо выбрать сказку, либо бросить куб, и тогда верхняя его сторона определит, на материале какой сказки будет проводиться работа.
Хорошо зарекомендовал себя, особенно если нет магнитной доски, фланелеграф (доска, обтянутая фланелью), на который крепятся герои сказок, декорации к сказкам. Некоторых героев я изготавливаю из фетра или фоамирана по выкройкам для шитья, а некоторые вырезаю из иллюстраций.
Также для работы использую разные виды театра: пальчиковый, настольный, театр теней. Если работа над закреплением звукопроизношения ведется в группе, можно инсценировать сказку, для этого использую маски, элементы костюмов.
Для себя я нашла метод, который позволяет прочно и качественно автоматизировать звуки в детской речи, а мне быть уверенной, что и за пределами моего кабинета ребенок говорит правильно.