Жанна БЛОЦКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО “Ясли-сад № 31 г. Мозыря”,
Гомельская область
Театрализованная деятельность выступает как непосредственное звено при переходе от игровой деятельности к собственно–речевой. Театрализованная деятельность привлекает детей дошкольного возраста своей непосредственностью. Кроме словарной коммуникации дети используют обычно невербальные средства коммуникации: движения, мимику, жесты, осуществляют ролевое моделирование сюжета, а роли распределяют в соответствии с желаниями и возможностями.
Знакомя воспитанников с театральным творчеством, я изначально использовала такие приёмы как: знакомство с простейшими театрализованными играми, просмотры небольших кукольных спектаклей, неспешное выразительное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций, создание радостной атмосферы в группе при первых встречах с театральной куклой.
Театрализованные игры, организованные в совместной деятельности с малышами нашей группы – это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Дети, взяв на себя роль литературных героев, становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры. При организации театральных постановок я стремлюсь использовать такие методы и формы работы, которые нравятся детям. Игра–имитация раскрепощает ребенка. Дети проснулись – птички машут крылышками. Выглянуло солнышко – дети обрадовались: хлопают в ладоши, улыбаются. Игра–имитация знакомых сказочных героев – хитрая лиса, неуклюжий медведь, трусливый заяц – и малыши идут на носочках, переваливаются с ноги на ногу, прыгают…
Использую и пальчиковую гимнастику, которая проводится с использованием речитатива. В качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра – театр на фартушках, ложках, тарелках, стаканчиках.
Одновременно подбираю определения, которые характеризуют персонажей и их действия. Учитывая особенности психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста, материалом для игр-драматизаций в группе использую потешки, прибаутки, которые не требуют прямой речи. Приучаю малышей выразительности речи. Создаю условия, в которых каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствующих.
Театрализованная деятельность позволяет моим малышам преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок не только познает, но и выражает собственное мнение к добру и злу. Любимые герои ребят становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность позволила одновременно развивать связную речь и навыки театрально-исполнительской деятельности, создавать атмосферу творчества, социально и эмоциональна развивать детей младшего дошкольного возраста. По моему мнению, главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для себя самого, он артист и может публично говорить и действовать.