Светлана ШИМАНИЦА,
читель физики
ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца»,
Брестская область
Основная цель использования физических задач в обучении заключается в том, чтобы научить школьников применять имеющиеся знания к анализу процессов и явлений, решению конкретных практических задач, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию физических закономерностей.
Решение задач – нелегкий труд, требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике.
Одной из причин неприятия физики как предмета, а особенно задач, по моему мнению, является неинтересность предлагаемых на уроках задач. Сложившаяся ситуация побуждает преподавателей, и меня в том числе, искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Мною была выдвинута гипотеза: если содержание задач и их текстовое оформление будут представлены специальным образом (интересно и необычно), то это вызовет желание их решить.
Я рассмотрела школьные задачники по физике, занимательные задачи Я.И.Перельмана, М.Е.Тульчинского, интернет-ресурсы, задачи Григория Остера и др., с целью узнать, какие качества задачи вызывают желание её решить. Разные задачи размещались на стендах, решались на уроках, факультативах и дополнительных занятиях, задавались на дом. Их решение не всегда было обязательным.
Веселые, с юмором задачи по физике Григория Остера, размещенные на стенде «Посмейся и реши!», вызвали особый интерес. Они же с интересом решались и на уроке.
Эти задачи, причём как качественные, так и расчётные, привлекают своим юмористическим подходом. Их содержание и способ подачи побуждает к действию даже тех ребят, которые из-за своей неуверенности даже не пытались до этого самостоятельно решать задачи по физике.
Учащиеся, совместно со мной подбирали интересные по содержанию задачи, использовали произведения Григория Остера, к некоторым задачам подобрали рисунки. Там, где нет рисунков, учащимся предлагается самим нарисовать, вырезать и наклеить, сделать коллаж. Это позволило повысить интерес учащихся. Теперь задачи в 7-м классе решают практически все.
Вот несколько из них:
Задачи по физике для учащихся 7-го класса
Предназначены «…для тех, кто изучает физику на школьном уровне
и пока боится заходить в неё чересчур глубоко,
а то ещё нахлебаешься разных знаний и – привет! Утонешь…»
Григорий Остер
Опыт подбора задач есть, вероятно, у каждого учителя физики. Свой собственный опыт предлагаю рассматривать как копилку идей для организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Здесь содержится далеко не полный и не совершенный перечень задач, который, надеюсь, сможет послужить толчком для творчества других педагогов.