Елена БОБР,
учитель немецкого языка, учитель-методист
Галина КЕБЕЦ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря»,
Гомельская область
В 2020 году на Всемирном экономическом форуме выделили несколько перспективных профессиональных сфер. Предсказуемо это специалисты по данным и информационным технологиям, инженеры и разработчики изделий. А еще, по прогнозам, будут востребованы направления, связанные с общением: производство контента, культура, социальный уход и «зеленая» экономика. Таким образом, если рассмотреть профессию аудитора по зеленому финансированию, который оценивает инвестиции и кредитные риски с точки зрения экологического воздействия, то ключевыми навыками для этой профессии будут системное мышление, управление проектами, работа с людьми и экологическое мышление. В большинстве отраслей человеку понадобится иностранный язык, чтобы уметь общаться, договариваться с представителями разных культур, аргументировать свою позицию и эффективно учиться. Также одним из важнейших условий развития образовательного пространства для создания ситуации успеха в будущем является цифровая трансформация образования, т.к. «цифровой ребенок» становится особенностью современного мира.
Наличие компетенций в области цифровых технологий является одним из ведущих профессиональных качеств педагога в современном образовании. Именно цифровые технологии направленны на повышение мотивации к обучению, повышение уровня самостоятельности и активности, развитие навыка рефлексии собственной деятельности. Хочется отметить, что развивать данные навыки необходимо системно и постепенно, уделяя внимание самостоятельной работе и самообразованию.
Учителю иностранного языка особенно важно уметь применять современные цифровые технологии в процессе обучения, ведь таким образом он привлекает учащихся к глобальным проблемам человечества, одной из которых являются проблемы экологии.
В школьной программе по иностранным языкам есть темы, посвященные экологическому воспитанию. Например, «Погода», «Климат» в 9-м классе, «Экологические проблемы» в 11-м классе, но этого недостаточно для формирования у учащихся представления о мировых проблемах в данной области. Таким образом, учителю следует искать различные способы получения информации о проблемах экологии с целью привития уважительного отношения к природе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Интернет, мобильный телефон, электронная почта, сообщества и группы в социальных сетях и онлайн-мессенджерах есть практически у каждого ребенка. Для обеспечения интерактивности обучения используют персональные компьютеры, смартфоны, устройства виртуальной реальности. Все это дает дополнительные возможности для целенаправленного вовлечения учащихся в образовательный процесс.
Среди наиболее эффективных интернет-ресурсов можно выделить онлайн обучение, предлагаемое международной цифровой образовательной платформой FutureLearn (https://www.futurelearn.com/). Это онлайн-платформа, предлагающая бесплатное обучение по курсам лидирующих мировых университетов и институтов культуры. Все учебные программы предоставляются в удобной форме и доступны на любых электронных устройствах, включая смартфоны и планшеты. Удобство заключается в том, что курсы являются кратковременными. Учитель может подобрать информацию согласно коммуникативной ситуации, изучаемой в данный момент в школе.
При изучении тем экологической направленности есть курс «EcologyandWildlifeConservation» («Экология и охрана дикой природы») https://www.futurelearn.com/courses/ecology-and-wildlife-conservation. Продолжительность курса – 2 недели. Учащиеся могут выполнять задания как самостоятельно, так и совместно с учителем. Курс оснащен шкалой прогресса, где учащиеся видят, какой процент уже выполнен и сколько еще предстоит сделать. Это учит самодисциплине и самоконтролю. Особенностью является то, что учащиеся могут получить информацию от носителей языка, высказать свое мнение на английском языке на форуме, увидеть географию распространения участников курса.
Также постоянно уделяется внимание грамматическим и лексическим аспектам языка, что позволяет повысить уровень владения английским языком, параллельно получить новую информацию об экологических проблемах в мире, о том, как защищать дикую природу. В этом курсе уделяется внимание сохранение популяций и сообществ, и объясняется, почему это важно для жизни человека, рассматриваются возможности и проблемы, которые они создают. Например, воздействие изменения климата на экосистемы коралловых рифов, как потеря кораллов может привести к коллапсу экосистемы.
Учащиеся получат ответы, как крупномасштабные исследования используются для понимания экологических проблем и как новые технологии помогают сохранять природу и биоразнообразие. Такая форма работы способствует формированию не только коммуникативной, информационной компетенциям, но и экологическому образованию учащихся, а работа в команде позволяет проявить лидерские качества, креативность, заставляет мыслить критически.
Совмещение цифрового обучения и изучение иностранного языка для формирования экологической культуры учащихся – это шаг вперед, возможность позволить шире взглянуть на мир и проблемы природы, почувствовать себя частью окружающей среды, а также это возможность для тех, кто стремится к непрерывному образованию. Ведь на рынке труда будут востребованы высокопрофессиональные, мобильные, творчески мыслящие специалисты, готовые к активному межкультурному общению, в том числе и в вопросах экологии.