Элла КРАСНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 70 г. Могилева»
Большие возможности в решении задач патриотического воспитания представляет использование метода проектов, который предполагает совместную поисковую деятельность детей дошкольного возраста, педагогов и законных представителей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре родного города, своей страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный, способ патриотического воспитания, воспитания чувства уважения к истории страны и любви к родному краю.
Начинать формирование патриотических чувств необходимо с дошкольного возраста ребенка, так как детские впечатления самые яркие и остающиеся в памяти на всю жизнь. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста не может проводиться от случая к случаю. Это длительный, систематический процесс на протяжении всего дошкольного периода, который осуществляется во всехвидах детской деятельности: в специально организованной деятельности, в игре, в общении, познавательной практической деятельности, художественной, трудовой.
Использование метода проектов позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, с обязательной презентацией этих результатов.
Начинать работу по формированию патриотических чувств необходимо с близких для детей понятий: с семьи детей, с воспитания гордости за своих родителей, дедушек, бабушек, со знакомства с местом их работы, с улицы, на которой дети живут, с детского сада. Детей легче увлечь работой, если это касается лично их самих, затрагивает их интересы, будь то история семьи или история детского сада.
Так, дети старшего дошкольного возраста уже многое знают об учреждении дошкольного образования, его работниках. Вместе с тем, придя к нам в старшую группу, один мальчик заинтересовался, почему этот детский сад не похож на тот, который он посещал ранее. Мы решили с воспитанниками изучить прошлое и настоящее нашего детского сада, немножко пофантазировать и представить, как будет выглядеть наш детский сад в будущем. Так возник проект «Детский сад: прошлое, настоящее, будущее».
Работа над проектом проводилась в форме групповых занятий, экскурсий, в игровой и художественной деятельности. Из бесед с работниками дошкольного учреждения выяснили, что он был построен ещё в довоенные годы. Детям было очень интересно узнать, как раньше проводились занятия, чем дети занимались в те времена, в какие игры играли. Возникла идея поискать старые документы о дошкольном учреждении.
Во время экскурсии в Музей железнодорожников нам подарили «Книгу Памяти», в которой мы нашли очень много интересного о нашем учреждении, а также старые фотографии. Дети рассказывали своим родителям обо всём, что узнавали. В один их дней пришли прабабушка и прадедушка нашего воспитанника, которые участвовали в строительстве детского сада и принесли интересные фотографии. Они провели с нашими детьми экскурсию и рассказали, что изменилось в нашем саду с тех времён. Нашлись бабушки и дедушки, которые водили своих детей в наш детский сад, рассказывали, чем занимались их дети, в каких мероприятиях участвовали. Во время работы над проектом выяснилось, что здесь работают люди с момента открытия сада после ремонта и хорошо помнят те времена, они охотно рассказывали о том периоде.
На занятиях дети с интересом фантазировали, каким наше учреждение образования станет, когда они будут взрослыми. Было очень много интересных предложений. В результате возникла идея создать макет детского сада будущего. Для ее воплощения привлекли родителей, где каждый родитель раскрыл свои индивидуальные способности в реализации проекта.
Мы собрали много материала и решили сделать презентацию об истории нашего сада. С этим проектом воспитанники выступили перед родителями на собрании. Было предложено родителям поиграть и провести соревнование двух команд, взрослых и детей: «Как проект детского сада будущего уже сейчас претворить в жизнь?». Идей было очень много, но победила команда детей, которая предложила вместе сделать интересный огород и высадить растения, как на макете. Сейчас у нас на территории очень красивый огород. Нам не пришлось просить родителей о помощи в его оформлении: большинство родителей сами подключились к этой работе, помогая детям и сотрудникам дошкольного учреждения.
В результате реализации проекта воспитанники усвоили, что любить свой город – это не только изучать его историю, но и своим трудом делать этот уголок земли лучше и краше. Участвуя в проекте о дошкольном учреждении, родители заинтересовались и историей своего района, так как и они сами, и бабушки, и дедушки наших воспитанников в основном работают на железной дороге. Поэтому мы постоянно организовывали экскурсии на места работы взрослых и знакомили детей с разными железнодорожными профессиями.
Посетив Музей железнодорожников, мы узнали об истории возникновения первых поездов, как они выглядели, как строился железнодорожный вокзал, почему строились именно такие здания. Так возник проект «Могилёв железнодорожный». Мы по крупицам с детьми собирали материал о каждом объекте района и истории его возникновения. Дети рассказывали родителям о наших экскурсиях. В результате с помощью родителей создали интерактивную карту с маршрутом по району железнодорожного вокзала. Интерес был очень большой, большинство родителейустановило карту на телефоны и вместе с детьми прошли по нашему маршруту в выходной день.
Этот проект так увлек детей и родителей, что возникла идея рассказать не только о своем районе, но и вообще о городе в целом. Именно отношение взрослых к истории своего города играет большую роль в формировании патриотических чувств. В воспитании любви к родному городу большое значение имеют семейные экскурсии по его интересным местам.
Так возник проект «Экскурсии: дети – детям». Родители с детьми собирали всю информацию в библиотеках, музеях, интернете, посещая различные места и рассматривая исторические здания. Каждая семья записала мини-видеофильмы. В дошкольном учреждении дети имели возможность посмотреть каждую экскурсию. Просмотры завершались беседами. Созданные экскурсии использовались на занятиях и в других группах. В результате мы создали фильмотеку о достопримечательностях Могилёва по следующим темам: «История возникновения Могилёва», «Площадь Славы: прошлое и настоящее», «Улица Ленинская: прошлое и настоящее», «Экскурсия по улице Первомайской», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Могилёв железнодорожный», «Памятники Могилёва».
Мы уверены, что яркие впечатления об истории своего родного города, достопримечательностях, улицах, людях – это те, которые дети получили в детстве. По словам В.А.Сухомлинского «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Таким образом, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает активную деятельность. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их объекте. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств при помощи проектной деятельности способствует обогащению представлений дошкольников, формированию самостоятельности, мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.