Светлана ШИМАНИЦА,
учитель физики
ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца»,
Брестская область
Осознание законов физики идёт через решение задач. Решая задачи, мы учимся видеть, мыслить, глубоко понимать природу. Какой бы тип задачи мы не выбрали, при их решении необходимо поддерживать интерес и познавательную активность учащихся. Для этого надо стараться придавать изложению содержания задачи внешне интересную форму, сообщать практическую и жизненную привлекательность рассчитываемому явлению, учитывать увлечения и потребности современных школьников.
Тема: Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».
Класс: 7
Цель урока: применение знаний по теме: “Давление твердых тел” к решению задач для более глубокого осознания понятия «давление твёрдых тел».
Задачи урока:
– образовательные: научить видеть физический смысл “давления” в явлениях окружающего мира; показать значимость теоретических знаний в практической деятельности человека, научить увязывать теоретические знания с практикой человека на примере освоения методики хода решения задач в общей форме с последующей подстановкой величин; продемонстрировать значение давления твердых тел в практико-ориентированной деятельности человека;
– воспитательные: побудить к активной работе мысли; способствовать развитию любознательности;
– развивающие: обучить умению замечать проявление изученных закономерностей в окружающей жизни; способствовать развитию интереса к предмету, выработать внимание, трудолюбие, стремление к целостному познанию окружающего мира; развить устную речь учащихся, закрепить знания.
Тип урока: Комбинированный.
Весь мир – открытая задача.
Решай – и ждет тебя удача!
А.А.Гин
Ход урока
I Ориентировочно-мотивационный этап
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой физической величиной – давлением, дали определение, ввели единицы измерения, определили, от чего зависит и не зависит. Но любая наука ставит перед собой цель не только открыть что-либо, но и изучить, а главное, найти ему применение.
Так и мы с вами открыли для себя физическую величину «давление», изучили её. Значит, следующий наш шаг – найти ей применение.
Эпиграф к уроку – это краткое и в то же время достаточно точное высказывание
Как вы уже догадались, тема нашего урока: Решение задач «Давление твёрдых тел»
Открываем рабочие тетради, пишем на полях число и записываем тему урока.
Цель урока: научиться видеть физический смысл “давление” в явлениях окружающего мира, научиться решать задачи по теме “Давление твердых тел”.
Сегодня мы займёмся решением задач на нахождение давления твердых тел. А что значит решить физическую задачу?
(Это значит найти неизвестную физическую величину или объяснить какое-либо явление).
II Операционно-познавательный и поисковый этап
Для начала проведём разминку, ведь “способности, как и мускулы, растут при тренировке”.
Прежде чем мы приступим к решению задач, давайте проверим ваши знания по теме «Давление». Для этого выполним небольшой тест
Входной тест
1 Какая единица является основной единицей давления в Международной системе?
а) джоуль (Дж); б) паскаль (Па); в) ньютон (Н); г) килограмм (кг).
2 Какой буквой обозначается давление?
а) m; б) F; в) p; г) S.
3 По какой формуле вычисляется давление твердых тел?
а) m = ρV; б) p = F/S; в) F = mg; г) S = ab.
4 Что больше – 25 гПа или 0,25 кПа?
а) 25 гПа; б) 0,25 кПа; в) равны; г) вопрос не имеет смысла.
5 Как изменится давление человека на пол, если он встанет на одну ногу?
а) не изменится; б) увеличится в 0,5 раза; в) уменьшится в 2 раза; г) увеличится в 2 раза.
Проведём самопроверку. Всё внимание на слайд. (Урок сопровождается презентацией). Кто выполнил все задания правильно? Молодцы. Кто допустил ошибку, обратите особое внимание на правильные ответы.
Теперь вы готовы к дальнейшей работе.
Решение задач
Качественные задачи
1 Однажды Паскаль, действуя с силой в один ньютон, нечаянно, но перпендикулярно, наступил на ногу Ньютону. «Один паскаль», – подсчитал Ньютон давление на свою ногу и обиделся. Прав ли был Ньютон?
Ответ. Ньютон напрасно обиделся. Если Паскаль с силой в один ньютон оказывает давление величиной в один паскаль – это значит, что площадь ноги Ньютона, на которую наступил Паскаль, должна быть равна одному квадратному метру. Чепуха!
2 Почему на деревянном табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?
3 В школьной столовой братья близнецы Митя и Витя, отталкивая друг друга, пытались перпендикулярно воткнуть свои вилки в один и тот же кусок мяса. Митя орудовал целой вилкой с четырьмя зубчиками, а Вите досталась поломанная, с двумя зубчиками. Почему, несмотря на то, что оба давили с одинаковой силой, Витя добился результата, а Митя нет?
Количественные задачи
1 Масса печального дяди Бори в пальто, шапке, варежках и босиком 79 кг. Площадь холодного пола в коридоре, которую занимают озябшие ноги дяди Бори, пока он вспоминает, куда вчера дел ботинки, равна 0,02 м2. Определите давление, которое печальный дядя Боря окажет на стельки в собственных ботинках, когда он их найдет и наденет.
2 Вес прославленного во времена Великой Отечественной войны танка Т-34 составляет 350 кН. Давление танка на землю равно 100 кПа. Определите площадь гусениц, соприкасающихся с землёй.
Физкультминутка
Мы хорошо потрудились, устали, давайте немного разомнемся, а заодно ещё раз закрепим новый материал.
Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол. Изменится ли давление, если мы поднимем руки, разведем их в стороны? А можно ли увеличить это давление? Хорошо, а еще больше увеличить? А как уменьшить давление?
Решая задачи, мы пользовались формулой, которая показывает, что давление зависит от силы и площади. Это теоретический вывод.
Теперь проверим верность этого утверждения на практике.
Далее мы рассмотрим задачи, решение которых потребует от вас не только хорошего знания темы «Давление твёрдых тел», но и умения работать сообща в группе, принимать совместное решение, проводить необходимые измерения и вычисления.
Экспериментальная задача: «Определить давление»
1) Решите задачи:
1-я группа: определите давление бруска на парту (брусок лежит на грани 1);
2-я группа: определите давление бруска на парту (брусок лежит на грани 2);
3-я группа: определите давление бруска на парту (брусок лежит на грани 3);
4-я группа: определите давление пустого стакана на парту; чему будет равно давление, если в него влить 200 г воды?
2) Сравните полученные результаты.
3) Сделайте вывод.
(У всех учеников имеются специально подготовленные индивидуальные карточки).
Инструкция для групп 1–3
1) определите массу тела, выразите её в кг;
2) определите силу давления по формуле F = mg, g = 10 Н/кг;
3) измерьте длину и ширину заданной грани, выразите их в метрах;
4) определите площадь поверхности грани (в м2) по формуле S = ab;
5) рассчитайте давление по формуле p = F/S.
m, кг |
F, Н |
a, м |
b, м |
S, м2 |
p, Па |
|
|
|
|
|
|
Инструкция для группы 4
1) определите массу пустого стакана и стакана с водой (200 г), выразите их в кг;
2) определите силу давления по формуле F = mg, g = 10 Н/кг для двух случаев;
3) рассчитайте давление по формуле p = F/S в двух случаях, приняв площадь донышка стакана 20 см2.
№ |
m, кг |
F, Н |
S, м2 |
p, Па |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
(Обсуждаются результаты. Учащиеся приходят к выводу: эксперимент показывает, что при увеличении или уменьшении площади поверхности при неизменной силе давления, давление изменяется – уменьшается или увеличивается. Аналогично, изменяя силу давления при неизменной площади, меняем давление).
Как вы видите, данная формула подтверждается и практически.
Страничка «Это интересно» (интересные факты о давлении – чем и кем оказывается самое большое и самое малое давление). Выступление двух учеников (материал подбирают самостоятельно на 1–2 минуты каждый).
Используются ли знания о давления в технике или в быту? Как? Предлагаю вам ответить на вопросы что мы осознано предпринимаем, чтобы увеличить или уменьшить давление в следующих приспособлениях:
– кнопки канцелярские, иглы;
– ножи;
– фундамент здания;
– лямки у рюкзака;
– лопата;
– лыжи;
– шайба под гайки;
– гусеницы вездеходов и тракторов.
Мы видим, что знания давления нужны не только в профессиональной деятельности, но и в быту.
ІІІ Подведение итогов
1) Как рассчитать давление твёрдого тела?
2) Можно ли, имея малую силу давления, получить большое давление?
3) Как уменьшить давление?
ІV Домашнее задание – § 28, упр. 12 (4, 5). Выставление отметок
V Рефлексия.