Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Сирень» (можно приурочить к Международному дню сирени, 18 мая).
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
— формировать умение использовать новую технику «рисование трубочкой для сока, разрезанной на кончике крестообразно»;
— закреплять умение рисовать ватной палочкой, поролоновой губкой. выполнять отпечаток листочком и набрызг;
— продолжать формировать умение смешивать краски, получая нужный оттенок цвета;
— продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
— развивать зрительное восприятие, воображение;
— развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
— развивать позитивное отношение к рисованию;
— воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа:
— рассматривание сирени на прогулке (если есть такая возможность) и репродукций П.Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу»;
— трубочки для сока разрезать на кончике крестообразно, выполнив четыре прорези длиной примерно 0,5 мл, и придать округлую форму получившимся «лепесткам».
Оборудование:
— образец рисунка с одуванчиками,
— магнитная доска,
— магниты.
Материалы:
— альбомный лист формата А4;
— кисточки № 1 и № 8, плоская;
— стаканчик-непроливайка с водой;
— подготовленная трубочка для сока;
— ватная палочка;
— простой карандаш с ластиком;
— акварельные краски;
— поролоновая губка;
— живой листочек сирени;
— палитра;
— клеенка;
— бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Загадать детям загадку.
Словно гроздья винограда,
На кустах цветы цветут,
И лиловым своим цветом,
Лето в гости к нам зовут! (Сирень)
Рассказать о том, что 18 мая – Международный день сирени. Сирень сажают в садах и парках для красоты. Ее цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Лиловый цвет, чуточку бледный и с розовинкой, называют сиреневым.
Аромат сирени используют при изготовлении ароматов (духов) и ароматерапии. А древесину – для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье. Кроме того, сирень используют в народной медицине, как компонент лекарственных средств.
Сирень – излюбленный образ русского натюрморта. Пётр Кончаловский – русский художник, ей посвятил несколько работ.
2 Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу»
Друг от друга деревья росли далеко.
(Показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко.
(Шагать указательным и средним пальцами)
Только корни деревьев однажды сплелись.
(Приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись.
(Сделать «замок» из кистей)
II Основная часть
Рассматривание образца рисунка.
Определяем техники, которые использовались при рисовании грозди сирени. Заостряем внимание на новой технике – рисование трубочкой для сока. Предлагаем детям самостоятельно определить знакомые ранее техники: рисование поролоновой губкой, ватной палочкой, выполнение отпечатка живым листочком и набрызга. Определяем цвета и оттенки, в которых выполнен рисунок. Уточняем, путем смешивания каких красок можно их получить.
1 Рисование грозди сирени
1 Выполняем простым карандашом легкий набросок грозди в форме треугольника с закругленными углами, рисуем веточку. Помогаем детям, которые затрудняются с выполнением этой задачи или выполнили ее не совсем корректно. Пользуемся при необходимости ластиком.
2 Поролоновой губкой наносим то голубую, то синюю краску. Можно макать губку в саму краску, предварительно смочив ее водой.
3 Смешиваем плоской кисточкой, смоченной в воде, розовую и голубую краски на палитре, добиваясь получения сиреневого оттенка. Оказываем помощь детям на этом этапе. Регулируем процесс получения нужного оттенка добавлением той или иной краски. При необходимости подключаем краску белого цвета. Важно, чтобы сиреневая смесь не была слишком жидкой из-за избытка воды.
4 Трубочку для сока погружаем в полученную на палитре смесь воды и красок и затем выполняем ей отпечаток на изображение грозди. Стараемся тщательно прижимать трубочку к листу бумаги, чтобы в результате получить четкий отпечаток цветочка-четырехлистника. Допустимо, если некоторые цветочки отпечатаются не полностью.
5 Повторяем пункт 3 с целью получить несколько иной оттенок. Для этого необходимо больше добавить краски голубого цвета. Должен получиться фиолетовый оттенок.
6 Повторяем пункт 4. Ставим фиолетовые отпечатки в пустые пространства между уже отпечатанных цветочков сиреневого оттенка. Допустимо, если цветочки фиолетового цвета отпечатаются поверх цветочков сиреневого. Это придаст большей реалистичности изображению.
7 Ватную палочку погружаем поочередно в сиреневую и в фиолетовую смеси, выполняем отпечатки по всему контуру грозди, изображая нераспустившиеся цветочки – бутончики. Следим за тем, чтобы ватная головка палочки полностью прикладывалась к бумаге, а не только ее кончик. Иначе изображение бутончика будет некорректным.
8 Пока цветочки подсыхают, рисуем кисточкой № 1 зеленой краской веточку. Лучше взять краску более темного оттенка.
9 Живой листочек сирени тщательно намазываем плоской кисточкой зеленой краской. Можно использовать краски двух оттенков зеленого.
10 Выполняем отпечаток листочка, приложив его к бумаге стороной, где нанесена краска, аккуратно прижав. Следим, чтобы черенок листочка касался веточки. При необходимости исправляем недочет при помощи кисточки.
11 Повторяем пункт 10 столько раз, сколько листочков задумано нарисовать на веточке.
12 Кисточкой № 1 краской желтого цвета рисуем серединки внутри цветочков в виде мелких точек.
2 Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо.
(Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо.
(Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише…
(Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!..
(Дети встают на носочки, тянутся вверх)
3 Украшение фона
С целью придания рисунку законченности и дополнительной красоты, выполняем набрызг. К цветовой гамме, используемой при рисовании сирени, хорошо подойдет желтый цвет и его оттенки. Выполняем набрызг при помощи плоской кисточки. Смачиваем ее в воде, набираем на нее краску, указательным пальцем выполняем быстрые движения снизу-вверх по ворсистой части. Получаем россыпь цветных брызг, которые стараемся равномерно распределить вокруг грозди сирени.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать трубочкой для сока, было ли им это интересно, сложно ли, что бы они хотели нарисовать, используя понравившуюся технику. Если ребятам понравилось рисовать трубочками и они хотят повторить это дома, можно предложить им нарисовать аналогичным способом сирень в другом цвете или таким же штампиком можно украсить какой-нибудь рисунок, нарисовать мелкие одиночные цветочки среди зеленой травки и т.д. Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.