Светлана ЖУК,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 г. Мосты»
Гродненская область
Главным условием при переходе учащихся 5-х классов на II ступень общего среднего образования является преемственность в единстве обучения, воспитания, социализации детей сквозь призму целостности, системности, последовательности, динамичности.
Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, к усвоению учебных программ требует активно использовать те формы и способы организации учебной деятельности, технологии, которые основаны на профилактике утомляемости, глубоком понимании потребностей учащихся, поддержании их мотивации к образовательному процессу.
Ещё В.А.Сухомлинский констатировал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Особенность уроков математики в этот период – это непременное сочетание различных приёмов организации учебной деятельности с учётом возрастных и психологических особенностей пятиклассников, создание комфортных условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создание и сохранение ситуации успеха в познавательной деятельности.
Действия педагога по конструированию комфортной образовательной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личность. В этом случае при организации общения с учащимися в процессе обучения эффективны просьбы, убеждения, чёткая организация, определенный компромисс, доброжелательные взаимоотношения и продуктивное взаимодействие в диадах «учитель – учащийся», «учащийся – учащийся».
Создание условий для активной и увлечённой работы на учебном занятии способствует развитию любознательности, творческого и глубокого познавательного интереса, а как результат – успешная адаптация учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий на любом этапе урока позволяет сделать процесс обучения интересным, ярким, увлекательным. Разнообразие мультимедийных возможностей позволяет эффективно решить проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Использование возможностей компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа – это те средства, которые по своей природе интерактивны, поэтому учащийся не просто пассивный зритель и слушатель, а принимает активное участие в процессе обучения.
Урок с компьютерной поддержкой, работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием вызывает у школьников интерес к учебному предмету, повышает уровень наглядности и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь – результат виден сразу, а значит, можно определить, усвоен материал или нет.
Вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, повысить познавательный интерес к предмету позволяют ребусы, кроссворды, пазлы, созданные с помощью веб-сервисов, построенных по технологии Web 2.0.
При помощи сервиса wordart (https://wordart.com/create), можно визуализировать текст в виде «облака» слов. Применение интернет-сервиса имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний, «облако» слов может выступать и в качестве опорного конспекта урока.
Генератор ребусов (http://rebus1.com) – один из многочисленных интернет-сервисов, который обязательно нужно использовать в образовательной деятельности. Этот сервис, по сравнению с другими, имеет целый ряд преимуществ. Генератор ребусов прост и быстр в использовании, к тому же это русскоязычный сервис.
С помощью генератора кроссвордов (https://cross.highcat.org/ru_RU/) можно быстро создать кроссворд из своих слов с вопросами и ответами.
Glogster EDU (https://edu.glogster.com/) – технологически хорошо выверенный инструмент, которым учителя могут пользоваться для демонстрации интерактивных плакатов, особенно если в классе имеется интерактивная доска. Сервис можно использовать для введения математических формул. Созданный обучающимися на уроке кластер дает возможность учителю отследить понимание темы, обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями.
Внести разнообразие в выполнение подобных упражнений через использование элементов игры позволяет сервис LearningApps. Инструменты сервиса позволяют создавать интерактивные задания различных видов, например, викторины, сортировки, группировки, классификации, ввод текста, кроссворды, ленты времени. Приложения сервиса LearningApps можно использовать на любом этапе урока: на этапе мотивации, на этапе актуализации знаний, на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления и в качестве домашнего задания. Здесь есть возможность использования групповой, индивидуальной и фронтальной форм работы. Выполняя предложенные задания, учащиеся могут мгновенно проверить свои теоретические знания по изучаемой теме, оценить свои возможности, устранить пробелы в знаниях, добиться правильного выполнения задания, тем самым повысив уровень собственной самооценки. Работа в группах или парах дает возможность взаимопроверки знаний, проявления взаимопомощи, оценки каждому своих возможностей.
Оценить знания учащихся с помощью тестов, позволяет очень простая и бесплатная платформа Kahoot.
Осуществить проверку знаний в режиме онлайн помогут Google-формы. Применение данной методики позволит получить полный анализ проведенной диагностической работы независимо от количества полученных результатов за небольшое время, причем, критерии оценивания можно корректировать во время проверки.
Хотелось бы отметить, что если учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, используя информационно-коммуникационные технологии на уроках математики в 5-м классе, стремясь тем самым создать благоприятные условия и ситуацию успеха ребенка в образовательном процессе, то это и будет эффективным условием организации успешной адаптации пятиклассников, которое способствует формированию информационной компетентности у детей.