Ольга ПОЛОВЕЦ,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф. Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область
Урок по предмету «Человек и мир» по теме «Охрана природы Беларуси. Заповедники и национальные парки Республики Беларусь» находится в разделе «Природные богатства родного края» и подразделе «Растительный и животный мир Беларуси». На уроке применяются разные технологии, способствующие формированию представлений о природе родного края, систематизируются и обобщаются знания о взаимосвязях в природе; развиваются умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозируются последствия нарушения человеком равновесия в природе. Учитель создаёт условия для формирования убеждения в том, что охрана природы – обязанность каждого человека, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.
Тема урока: «Охрана природы Беларуси. Заповедники и национальные парки Республики Беларусь».
Тип урока: урок получения новых знаний.
Используемая технология: технология полного усвоения материала, групповая работа.
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края.
Задачи урока:
обучающие:
– организовать деятельность учащихся по актуализации и систематизации знаний о заповедниках, заказниках и национальных парках Республики Беларусь;
– создать условия для развития исследовательской деятельности по проблеме бережного отношения к животному и растительному миру Беларуси;
развивающие:
– содействовать формированию и развитию познавательного интереса;
– организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в группах;
воспитывающие:
– содействовать формированию экологической культуры;
здоровьесберегающие:
– создать условия, способствующие сохранению и укреплению физического, психологического и эмоционального здоровья учащихся.
Оборудование:
– учебник В.М.Вдовиченко, Т.А.Ковальчук. «Человек и мир» 3 класс. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2012 г.
– мультимедийная презентация;
– карточки-задания для индивидуальной работы;
– карточки для выполнения итогового теста;
– раздаточный материал для составления страниц журнала;
– карточки-рисунки;
– видеоролик «Беловежская пуща»;
– толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
План урока:
1 Организационный момент.
2 Введение.
3 Проверка домашнего задания (картрочки на партах).
4 Объявление темы урока.
5 Актуализация опорных знаний и активизация учебной деятельности.
6 Этап введения в новую тему (работа по учебнику).
7 Этап релаксации и отдыха.
8 Работа с физической картой Республики Беларусь.
9 Контрольно-диагностический этап. Закрепление изученного.
10 Этап обобщения и систематизации.
11 Этап информирования о домашнем задании.
12 Этап подведения итогов урока.
13 Этап рефлексии.
Ход урока
1 Организационный момент
– Сегодня нам понадобится учебник, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
Удачи! (вся ладонь)
2 Введение
– Я хочу пригласить вас на необычный урок. Я приглашаю вас на заседание редакционного совета журнала «Экологический вестник». Вести заседание буду я – главный редактор Ольга Афанасьевна, а вы будете корреспондентами этого журнала.
– Ребята, как вы думаете, с чём знакомит этот журнал?
– Что такое экология? (1) Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2) Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности.)
– От какого слова образовано слово «вестник»? (От слова «весть» – известие, сообщение. А «вестник» – это тот, кто приносит какие-нибудь вести. Название некоторых периодических изданий.)
– Наш общий дом – планета Земля (показываю на экране изображение планеты). Мне она представляется «Каретой», которая мчится сквозь время и пространство. Мы, земляне, населяющие эту чудесную планету – карету её пассажиры.
– А какой вы видите Землю? Для вас земля – это…(поля, луга, леса, болота, реки, озёра…люди, животные)
– Какая она…(красивая, зелёная, синеокая…)
– На сегодняшнем заседании мы должны:
Познать новое
Рассуждать
Обобщать
Если затруднились, то помочь
Коллективно работать
Творить
– То есть, создать проект, а его тему узнаем, ответив на вопросы. Я не просто так заговорила о планете Земля. Мы получили письмо. Но, чтобы его прочитать, надо ответить на вопросы.
3 Проверка домашнего задания (картрочки на партах)
Игра “Да (+) – нет(–)”
1 Серая куропатка живет на полях? + С
2 Заяц-русак зимой становится белым? –
3 Жаворонок делает гнездо в траве? + П
4 Картофель в нашу страну привез Петр ІІ? –
5 Рожь, пшеница, ячмень – это зерновые культуры? + А
6 Совы поедают мышей? + С
7 Капуста, морковь, свёкла – это сорные растения? –
8 Клюква растет на полях? –
9 Колорадский жук – вредное насекомое? + И
10 Сова – это хищная птица? + Т
11 Если уменьшится количество сов, увеличится количество мышей? + Е
Самопроверка и самооценка:
4 Объявление темы урока
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
Пора бы человеку понять,
Богатства у Природы отнимая,
Что Землю нужно тоже охранять!
Она, как мы, такая же – живая!
– Земля просит о помощи. Создавать мы будем проект на тему «Охрана природы. Заповедники и национальные парки Республики Беларусь».
Сегодня на нашем заседании мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо мы знаем мир, который нас окружает, и сможем ли мы его сберечь?
– В процессе создания проекта, мы, как члены редакционного совета, найдём ответы на вопросы:
1) Что такое заповедник, заказник, национальный парк? В чем их особенности?
2) Где в Республике Беларусь находятся охраняемые зоны?
3) Что нужно сделать человеку, чтобы сохранить природу для потомков?
– Как главный редактор предлагаю поместить эти вопросы на первую полосу нашего журнала. А ответить на все наши вопросы помогут наши корреспонденты:
«географы» – изучали местоположение заповедников и национальных парков, обозначат их эмблемой на карте.
«биологи» – изучали растительный мир, охраняемый на данной территории;
«зоологи» – изучали животный мир;
«экологи» – докажут необходимость охраны данных объектов, которыми вы и являетесь.
– Как вы думаете, о чем просит нас природа? (Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о том, чтобы сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. К сожалению, ни растения, ни животные не умеют говорить, а если бы могли…).
– Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт нам природа.
Тревожные факты:
-
- За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2–3 миллиона лет.
- Леса – «легкие природы» – вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 % (это 20 га за сутки).
- Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 %.
- Мусор заполнил нашу планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет всю планету слоем толщиной 5 метров.
- От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
- Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 вид растений.
– Над чем стоит задуматься человеку, чтобы сохранить природные богатства для потомков? Подумайте, какими мероприятиями можно помочь природе.
5 Актуализация опорных знаний и активизация учебной деятельности
– Наши экологи выявили проблемы природы. Озвучьте их.
– Проблема 1. Исчезновение диких животных и растений.
– Проблема 2. Загрязнение воздуха автомобилями, заводами и фабриками.
– Проблема 3. Накопление бытовых отходов.
– Мы остановимся на проблеме № 1. Вам надо будет назвать в цепочке слов лишнее и объяснить почему?
Игра “Четвертый лишний”
Сова, лебедь-шипун, куропатка, жаворонок.
Волк, лиса, зубр, заяц
Рожь, пшеница, ландыш, овес.
Что объединяет этих животных и растение?
(Они занесены в Красную книгу Республики Беларусь)
– Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
Сегодня мы поговорим о Красной книге. Это книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный. Красная книга!
Почему она красная:
– В книге рассказывается о самых красивых животных?
– Красный цвет – сигнал тревоги?
– А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?
– Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно).
– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти.
Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года.
Наши ребята получили задание подготовить к сегодняшнему уроку небольшие сообщения о животных и растениях, занесённых в Красную книгу. Давайте послушаем, что у них получилось.
1 группа – Зубр
В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, 48 животных. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет (чтение в книге, стр. 81).
2 группа – Ландыш
«Красивый цветок ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины.
Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша.
Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2–3 раза. Поэтому его надо беречь и зря не рвать.
3 группа – Лебедь-шипун
Редкий вид птиц. Занесён в Красную книгу Республики Беларусь. Исчез на территории Белоруссии в конце XIX – начале XX веков в результате истребления. Шипунами они названы за издаваемые звуки. Излюбленными местами обитания шипуна являются водоёмы, заросшие тростником, камышом, рогозом. Обе птицы одной пары необыкновенно привязаны друг к другу, и раз заключенный союз не разрывается уже всю жизнь. А живут лебеди долго, до 30–40 лет.
Питаются лебеди растениями, растущими на воде или болоте, насекомыми и их личинками, червями, ракушками, земноводными и рыбами. Они добывают это, погружая свою длинную шею в воду, обрывая там растения и обшаривая ил.
6 Этап введения в новую тему (работа по учебнику)
– Одним из главных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.
Сейчас мы с вами будем работать над основной рубрикой нашей газеты. Эта рубрика является научной.
Прочитайте, пожалуйста, статью учебника на стр. 79–80.
Какие виды охраняемых территорий существуют в Республике Беларусь? (Заповедники, заказники, национальные парки)
– 11 января во всем мире отмечался День заповедников и национальных парков под девизом «Сохраним природу для потомков». Что же охраняется и какая деятельность запрещена на охраняемых территориях, мы узнаем, когда заполним таблицу «Природные охраняемые территории Беларуси».
– Что такое заповедник? (чтение из учебника)
– Что такое национальный парк? (чтение из учебника)
– Что общего и чем отличаются? (Вывод в схемах на доске)
– Осталось узнать, что же такое заказник.
Работа с толковым словарем
– Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где растения находятся под особой охраной.
Составление таблицы, используя учебник.
Таблица «Природные охраняемые территории Беларуси»
|
Что охраняется |
Что запрещено |
Заказники |
Охрана отдельных редких растений и животных |
Отдельные виды хозяйственной деятельности |
Заповедники |
Охрана природы |
Любая хозяйственная деятельность |
Национальные парки |
Охрана природы, туризм |
Вся хозяйственная деятельность, кроме туризма |
– Где соблюдаются самые строгие меры?
– На каких природных территориях можно организовать отдых для людей?
– Где охраняются отдельные растения или животные?
– Где охраняется вся природа?
На территории Республики Беларусь действует 4 национальных парка, 2 заповедника, свыше 500 заказников.
7 Этап релаксации и отдыха
Физминутка (мультфильм с песней «Волшебники двора – Бибика»)
8 Работа с физической картой Республики Беларусь
– Отметьте на карте синим флажком местонахождение заповедников, красным – национальные парки.
Березинский биосферный заповедник
Заповедник расположен в 120 км от Минска на территории Витебской области. Он создан в 1925 году для защиты редких видов растений и животных, обитающих на севере страны. Заповедник входит в глобальную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО.
На территории заповедника расположены различные природные комплексы – леса, луга, водоемы и болота. Здесь обитает более половины из всех известных видов белорусской фауны, в том числе:
-
- 56 видов млекопитающих;
- 220 видов птиц;
- 9 видов амфибий;
- 5 видов рептилий;
- 34 вида рыб.
Ухудшение условий обитания и охотничий промысел привели к исчезновению многих животных в Беларуси. Такая же участь грозила и речному бобру. В 1924 году научная экспедиция в верховьях реки Березина обнаружила 19 бобровых поселений.
-
- 30 января 1925 года на этой территории был создан Березинский заповедник. Настоящим хозяином реки Березины и ее притоков можно назвать речного бобра. Сейчас этот вид обычен для всей Беларуси. Только в одном Березинском заповеднике насчитывается более 500 особей.
-
- Самый крупный хищник заповедных лесов – бурый медведь. На территории заповедника насчитывается до трех десятков медведей. Можно увидеть следы этих зверей, а если повезет, то и их самих. Косолапый красуется на эмблеме заповедника.
- В заповеднике неплохо живется волку. В самых глухих местах, на островах среди болот, ежегодно появляются два-три выводка волчат. Волчьи стаи совершают длительные переходы, а зимою иногда выходят за пределы заповедника.
- Рысь – лесной зверь, обитающий в глубине больших старых лесов. Живет под корнями вывороченных деревьев, в больших дуплах, среди бурелома. Численность рыси в заповеднике 20–25 особей.
- В заповеднике живет стадо диких зубров. Они способны добывать себе пищу и защищаться от хищников самостоятельно. Только в наиболее суровые зимы человек приходит им на помощь.
- Самым распространенным животным заповедника является лось. Его можно увидеть и в сосновых лесах, и в пойме Березины, и на болотах. Его в заповеднике достигает 400–450 особей.
- Особая гордость заповедника – птицы. Их более 230 видов. 58 видов птиц занесены в Красную книгу. Среди них – тетерев, глухарь, беркут, бородатая и длиннохвостая неясыти, мохноногий сыч, филин, чеглок.
- Богат и разнообразен растительный и животный мир Березинского заповедника. Краем непуганых зверей и птиц называют его.
Полесский государственный радиационно-экологический заповедник
Авария на Чернобыльской атомной станции в соседней Украине в 1986 году была самой серьезной техногенной катастрофой в мире. Беларусь больше всех пострадала от чернобыльской аварии, так как более 60 % радиоактивных осадков выпало на ее территории.
В белорусской части зоны отчуждения на территории трёх наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области был организован 18 июля 1988 года Полесский государственный радиационно-экологический заповедник.
На территории находятся 96 покинутых населённых пунктов, где до аварии проживало более 22 тысяч жителей.
Хотя заповедник создан с целью радиобиологических и экологических исследований, он представляет интерес и для биологов. Вмешательство человека минимально, появляется возможность наблюдать развитием дикой природы в условиях Белоруссии. В Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике зарегистрирован 1251 вид растений, это более двух третей флоры страны, 18 из них занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу Республики Беларусь.
Фауна включает 54 вида млекопитающих, 25 видов рыб, 280 видов птиц.
Более 40 видов животных относят к редким и исчезающим.
У тех, кто путешествует по Беларуси или направляется в Гомель, может возникнуть понятное беспокойство по поводу радиации. Однако научные данные доказывают, что угроза здоровью людей минимальна.
Из наиболее загрязненных районов Беларуси население эвакуировано, здесь действует строгий контроль. Посещение этих мест без официального разрешения запрещено.
Видеоролик и песня про Беловежскую пущу
Национальный парк «Беловежская пуща»
Национальный парк «Беловежская пуща» расположен в Брестской области в 340 км на юго-запад от Минска. Природоохранные работы здесь начались столетия назад. В 1992 году согласно решению ЮНЕСКО парк был включен в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году он получил статус биосферного заповедника.
В Национальном парке «Беловежская пуща» до наших дней сохранились древние дубы, возраст которых более 500 лет, есть вековые ясени, сосны и ели.
В парке обитают разнообразные животные и птицы, в том числе самая большая в Европе популяция редких зубров и больших подорликов.
Список растений, растущих в пуще – около 900 видов, (64 % растущих на территории республики). Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более 100 лет, отдельные участки леса имеют возраст 250–350 лет. В пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов (Царь-дуб 800 лет и другие 400–600-летние дубы, 250–350-летние ясени и сосны, 200–250-летние ели). Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе. Животный мир пущи насчитывает более 10 тыс. видов (млекопитающих, птиц, насекомых, земноводных). Хозяином пущи является зубр. Здесь же обитают и многие другие животные – бобр, выдра, волк, лисица, рысь, куница лесная, дикий кабан, олень благородный, косуля, лось.
В Беловежской пуще живут:
– 59 видов млекопитающих (зубр, лось, благородный олень, бобр, волк, лиса, рысь и др.)
– 227 видов птиц (40 из них занесены в Красную книгу) орлан белохвост, змееяд, черный аист, журавль серый, подорлик малый, филин, неясыть бородатая, сыч воробьиный, дятел белоспинный, дятел трехпалый, сизоворонка, камышёвка вертлявая и многие другие.
– 24 вида рыб (щука, плотва, линь, ерш, окунь).
– 8500 видов насекомых.
Национальный парк «Браславские озера» (работа по учебнику стр.80–82)
Парк основан в 1995 году на северо-западе Беларуси. На его территории находятся красивейшие в Витебской области Браславские озера.
Территория парка превышает 69 000 гектаров. Здесь произрастает более 1900 видов растений, 20 из которых близки к вымиранию. В парке также обитают:
-
- 34 вида рыб;
- 216 видов птиц (85 % всех гнездовых птиц в Беларуси);
- 45 видов млекопитающих;
- 12 видов амфибий;
- 5 видов рептилий.
На территории парка расположен древний город Браслав, впервые упомянутый в письменных источниках XI века.
Национальный парк «Нарочанский»
Национальный парк «Нарочанский» расположен в Минской области, основан в 1999 году.
Площадь парка составляет около 94 000 гектаров. Более трети ее покрывают красивейшие сосновые леса. Не все территории, принадлежащие Национальному парку «Нарочанский», являются заповедными. Здесь есть рекреационные зоны с крупными озерами, где водится множество разнообразной рыбы, и поэтому они пользуются популярностью у рыбаков.
Парк также известен своими природными источниками минеральной воды. Здесь расположены 18 санаториев и оздоровительных центров.
Национальный парк «Припятский»
Расположен в 250 км от Минска на юге страны в Гомельской области.
Заповедник в затопляемой пойме реки Припять существовал с 1969 года. В настоящее время территория парка превышает 190 000 гектаров.
В 1987 году в парке поселили зубров. Там также обитают:
-
- 51 вид млекопитающих;
- 11 видов амфибий;
- 7 видов рептилий;
- 38 видов рыб;
- 256 видов птиц.
И произрастают:
-
- 929 видов растений;
- 196 видов мхов.
Парк славится клюквенными местами. Клюква здесь занимает 500 гектаров.
– Сколько в Беларуси заповедников, национальных парков, заказников?
9 Контрольно-диагностический этап. Закрепление изученного
Тест
1 Обведи букву с правильным ответом.
Заповедник – это:
А) территория, где охраняются растения и животные в их естественном состоянии и запрещена любая хозяйственная деятельность;
Б) территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом и отдыхом.
2 Закончи предложение.
Один из знаменитых заповедников на территории Беларуси, в котором охраняются такие животные, как медведи, бобры, – это … .
Самый знаменитый национальный парк Беларуси – это … .
Символом этого парка является … .
Для сохранения неповторимой природы Белорусского Полесья вдоль берега реки Припять создан … .
Особым объектом охраны в этом национальном парке являются … .
Самопроверка и самооценка.
10 Этап обобщения и систематизации
– Что нового узнали на уроке о природе родного края?
– Что такое заповедник? Национальный парк?
– От кого зависит сохранность природы родного края?
– Зависит ли это от вас?
– Школа приняла участие в акции «Бумажный клад» – сборе макулатуры. Мы знаем, что 60кг макулатуры сохраняют 1 дерево.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
11 Этап информирования о домашнем задании
12 Этап подведения итогов урока
– Сегодня я, главный редактор газеты, очень довольна вашей работой на уроке, вашими правильными ответами, вашей активной, небезразличной позицией к проблемам экологии. (Выставление отметок).
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам – течь.
Ты на свете самый главный.
Значит, должен всех беречь.
13 Этап рефлексии
– Возьмите ладошки и напишите, что ещё можете сделать вы для сохранения природы. Поддержим планету Земля нашими добрыми ладошками. (Приклеиваем ладошки на доске под изображением планеты).
– Нельзя пугать зверей и птиц.
– Не ломай ветви деревьев.
– Не рви цветы.
– Не сори.
– Не разжигай костры.
– Не разоряй муравейники.
– Не стреляй с рогатки.
– Сажай деревья, цветы.
– Не лови бабочек.
– Не разоряй гнезда птиц.
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
Приложение
А сейчас давайте разгадаем кроссворд и вспомним, о некоторых животных.
1 Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности (Лебедь).
2 Большое животное, в основном питается рыбой, мёдом, любит малину (Медведь).
3 Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости (Тигр).
4 Свой дом носит на себе (Черепаха).
5 Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд (Фламинго).
6 Эта птица – символ семейного счастья и благополучия (Аист).
Какое слово получилось в выделенном столбце? (БЕРЕГИ).
Ребята, берегите природу, это наш общий дом, в котором хозяева не только люди, но и животные…
Игра «Я буду – я не буду»
1 Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2 В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырвешь.
3 Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4 Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5 Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6 Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
1. Найди природное сообщество, которое создал человек:
а) поле
б) луг
в) болото
г) лес
2. Наука о связях, которые существует между живыми организмами и окружающей средой называется:
а) история
б) математика
в) философия
г) экология
3. Территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии.
а) цирк
б) зоопарк
в) заповедник
г) Родина
4. Самый большой национальный парк Республики Беларусь.
а) Березинский
б) Беловежская пуща
в) Припятский
г) Полесский.