Развитие информационной компетентности при работе с учебным пособием на уроках географии    

- 11:56География. Идеи, Методичка

 

Наталья БОЖКО,
учитель географии
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

Средняя школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, современных ключевых компетенций. Формирование у учащихся компетентности является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Главной целью обучения с позиций компетентностного подхода является развитие личности учащегося, раскрытие и развитие его способностей. Любой учебный предмет не является самоцелью, а выступает средством формирования и развития личности ученика. При компетентностном подходе внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, умений и навыков, а способность учащихся продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях.

Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Моя роль как педагога – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации, в первую очередь с учебным пособием. А это важно, потому что с этого учебного года, учащиеся 15-летнего возраста Республики Беларусь проходят мониторинговые тесты международной программы по оценке образовательных достижений PISA.

В рамках республиканского мониторинга качества общего среднего образования в 2014/2015 учебном году изучался уровень сформированности у учащихся V, VIII классов читательских умений [5, с. 1]. Ошибки учащихся при выполнении заданий, в которых требовалось интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста, были связаны в первую очередь с недостаточно сформированными умениями:

1) выделять главное, определять тему (основную идею) текста;

2) устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте;

3) письменно высказывать свои оценочные суждения и аргументировать их [5, с. 5].

Поэтому моей первоочередной задачей является учить подрастающее поколение читать вдумчиво и осмысленно, то есть совершенствовать читательскую грамотность, а также формировать информационную компетентность учащихся.

Одним из способов формирования информационной компетентности является организация деятельности учащихся при работе с учебным пособием, которое является не только носителем новой информации, но и средством, организующим образовательную деятельность учащихся. Основу учебника составляет учебный текст, который дает наиболее полную информацию по предмету. Вторая, не менее важная структурная часть – внетекстовые компоненты [1, с. 109]. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию. Все эти элементы составляют единое целое и в учебнике органически дополняют друг друга [2, с. 17].

Информация учебного текста может быть представлена в основном тексте – это дидактически обработанный и систематизированный учебный материал в строгом соответствии с учебной программой, являющийся основным источником учебной информации и в дополнительном тексте – это дидактически целесообразный учебный материал, дополняющий и углубляющий основной текст. На уроках постоянно обращаюсь к дополнительной информации познавательного характера, в которой реализуются межпредметные связи (с историей, биологией, геоэкологией и др.). Обращаю внимание на информацию, в которой содержатся значимые сведения и факты уточняющего характера, на информацию, в которой повествуется о вкладе наших соотечественников в изучение географии. Она же выполняет функцию патриотического воспитания. Новую информацию учащиеся черпают и из внетекстового материала. Например, при работе с картосхемами, с иллюстрированными схемами, профилями, со структурными схемами, климатодиаграммами, портретами. Провожу работу и с иллюстративными рядами и подрисуночными подписями. За информацией обращаемся к форзацам учебника.

Главная роль в процессе обучения на моих уроках отводится формированию у учащихся метапредметных умений: выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, делать выводы.

Компетентностный подход теснейшим образом связан с деятельностным, личностно-деятельностным подходами, так как любая компетенция формируется в деятельности. Реализации компетентностного подхода будут способствовать отражение в целях учебного занятия не только предметных знаний, но и способов, опыта деятельности, ценностных ориентаций, которые должны быть освоены учащимися в процессе изучения темы. Важную роль играет и тщательный отбор содержания учебного материала с учетом целей учебного занятия, использование в процессе обучения учебно-познавательных и практических заданий.

Методы и приёмы работы с учебным текстом разбиваю на три уровня: воспроизведение, анализ и творчество [6, с. 126]. На уровне воспроизведения использую следующие методы и приёмы работы с учебным пособием. На этапе изучения нового материала я использую комментированное чтение. Наиболее важным приемом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение в нем главных мыслей [4, с. 28]. Сначала учу ребят выделять основное, значимое, затем они отвечают на мои вопросы. Вопросы при этом могут быть следующими: Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают быстрее научить ориентироваться в тексте. На этапе знакомства с фрагментом текста использую прием «Ромашка». Предлагаю учащимся вытянуть вопрос на карточке и найти ответ в тексте после его прочтения.

На уровне анализа использую объяснительное чтение при изучении трудного материала. Считаю, что оно помогает учащимся выявить причину развития изучаемого явления или объекта, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия. Я читаю текст, попутно объясняю термины и трудные места; термины записываю на доске. Учащиеся записывают термины в тетради, пересказывают материал своими словами, ставят вопросы к тексту. Выборочное чтение провожу с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы. Такое чтение полезно для того, чтобы приучить учащихся к углубленной самостоятельной работе с текстом. Для осмысления текста использую чтение с остановками. Считаю, что оно учит ребят прогнозировать, а прогнозы – высшая форма мышления. Например, этот метод применяю на учебных занятиях, связанных с экологическими проблемами материков. Для эффективного чтения и мышления использую приемы развития критического мышления [3, с. 48]. Например, «Инсерт» – интерактивную систему пометок.

Для развития умения осмыслить и оценить сообщение текста использую приемы «Соответствие понятий и фактов», «Узнай по описанию», «Почини цепочку», цифровой и буквенный диктанты. Считаю, что эти приемы способствуют развитию внимания и логического мышления, развивают читательскую грамотность, тем самым повышая информационную компетентность учащихся. На стадии осмысления и рефлексии эффективным считаю прием «Ключевые слова». Он учит ребят работать с информацией творчески, развивает коммуникативные навыки.

Для развития умения извлекать информацию из текста, конспекта, картографической и графической информации использую прием «Сворачивание» информации в таблицу. Например, этот прием применяю при изучении вопроса «Геологическое строение материка» или «История исследования материка».

Для развития умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста (объединять информацию вербальную и графическую, устанавливать причинно-следственные связи) широко использую составление логических схем. Считаю, что модели, схемы, рисунки отражают взаимодействия между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

В своей работе использую прием «Кластер». Мне кажется, что этот прием хорош для вопросов, которые включают описание нескольких показателей или характеристик. Например, когда рассматриваю «Оболочки Земли» или «Промышленность», когда нужно дать развернутый ответ. Для проверки умения применять полученную информацию на практике особое внимание уделяю работе с настенными картами, выполнению заданий в контурных картах и выполнению заданий практических работ.

На учебных занятиях с большим количеством новой лексики, географической номенклатуры использую для организации мыслительной деятельности прием «Что это? Кто это?», прием «Глоссарий». Люблю при работе с географическими понятиями на стадии рефлексии использовать написание синквейна. Хорош этот прием для характеристики страны, региона, материка, усвоения новой лексики. В пяти строках ребята могут нарисовать «лицо» объекта. Это и сложно, и интересно.

Уровень творчество. Особенность современного этапа развития общества и образования определяется тем, что главной ценностью является человек, его идеалы, возможности и создание условий для его творчества, стремление к которому заложено в природе человека и является основой для всех видов его деятельности. Вследствие этого произошла кардинальная переориентация предметного содержания образования на творческое освоение его учащимися. Для развития творческих способностей я использую ряд эффективных, на мой взгляд, приемов: составление мини-рассказа с использованием заданного списка понятий по определенной теме, составление краткого текста, например, на тему «Современная структура хозяйства ЮАР», написание реферата. Составление сканвордов, магических квадратов, развивающих канонов, кроссвордов по изученной теме либо решение их.

Главной целью обучения с позиций компетентносного подхода является развитие личности учащегося, раскрытие и развитие его способностей. Подводя итоги, можно сказать, что приемы по формированию читательских умений, используемые в работе, дают положительный результат. Несомненно, они помогают учителю географии оживить урок, заинтересовать учащихся, содействуют более глубокому усвоению учебного материала, формируют навык самостоятельной работы с различного рода информацией, развивают память, логическое мышление, повышают читательскую грамотность и тем самым способствуют развитию информационной компетентности. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит педагогу поставить достаточное количество отметок, а учащимся – заработать хорошие отметки, что повысит их мотивацию. Если учащийся способен ориентироваться в информации, умеет планировать и прогнозировать результат своей деятельности, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать свои результаты, точно формулировать мысли, то он самореализуется как личность, будет успешным в дальнейшем.

Я стремлюсь к тому, чтобы ни одна из сорока пяти минут урока не была потрачена впустую, а стала максимально эффективной для развития способностей, информационной компетентности учащихся, поэтому стараюсь тщательно планировать учебные занятия, подбирать интересные приемы, хотя это требует временных затрат.

 

Список литературы

1 Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П.Галай. – Мн. : Аверсэв, 2006. –157 с.
2 Галай, И.П. География в 6-м классе: учеб.-метод. пособие / И.П.Галай, Е.И.Галай, Ж.М.Якубович. – Мн. : Нар. асвета, 2000. – 215 с.: ил.
3 Кисляк, И.В. Система приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) для развития умений и навыков работы с текстом / И.В.Кисляк // Геаграфія. – 2015. – № 4. – С. 48–52.
4 Мануленко, Р.Н. Система отбора географической информации при изучении начального курса географии в VII классе / Р.Н.Мануленко // Геаграфія. – 2015. – № 8. – С. 26–36.
5 Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся учреждений общего среднего образования / Материалы подготовлены на основе результатов мониторингового исследования, проведенного Национальным институтом образования в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 09.09.2014 № 701 «О проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2014/2015 учебном году».
6 Шарухо И.Н. Общая методика преподавания географических дисциплин: учеб. Пособие / И.Н.Шарухо, М.М.Ермакович, А.Е.Яротов. – Мн. : ЦВЦ Минфина, 2014. – 288 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий