Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Летнее настроение» (можно приурочить ко Дню клубники, 18 июня)
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
— формировать умение использовать новые техники: печать спичечным коробком и рисование кусочком картона;
— закреплять умение рисовать трубочкой для сока, разрезанной на кончике веерообразно; пальчиком, поролоновой губкой, выполнять отпечаток штампом;
— продолжать формировать умение тонировать альбомный лист;
— продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
— развивать зрительное восприятие, воображение;
— развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
— развивать позитивное отношение к рисованию;
— воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа:
— рассматривание с детьми репродукций белорусской художницы Екатерины Калиновской «Клубника и малина», «Дары лета», «Кусочек лета»;
— трубочки для сока разрезать на кончике веерообразно, сделать штампы «клубника».
Оборудование:
— образец рисунка,
— магнитная доска,
— магниты.
Материалы:
— альбомный лист формата А4;
— кисточки №1 и №8, плоская;
— стаканчик-непроливайка с водой;
— подготовленная трубочка для сока;
— штамп «клубника»;
— спичечный коробок (обязательно пустой!);
— простой карандаш с ластиком;
— акварельные краски;
— гуашь;
— поролоновая губка;
— шариковая ручка с отработанным стержнем;
— кусочек картона;
— палитра из картона;
— клеенка;
— бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Загадать детям загадку.
Собираются в лукошки
Толстощекие матрешки.
В зелененьких платочках,
Сарафаны в точках.
А матрешки все красны,
Очень сладки и вкусны. (Клубника)
Эту ягоду любят и взрослые и дети. Растёт клубника небольшими кустиками на земле. Весной в веточках клубники появляются цветы. На ней появляются маленькие белые цветочки, после этого завязывается ягодка клубники. Когда ягода созрела, она становится красного цвета. В ней содержится минералы и витамины, они важны организму в любом возрасте. Также клубника может нести вред здоровью. Если её сильно много съесть, то она вызывает аллергическую реакцию. Клубнику любят за её вкус и аромат. Она вкусна в виде варенья, компотов, желе, начинки пирогов.
2 Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
(Дети слушают стихотворение и загибают пальчики, считая ягоды.)
Сколько ягод в мире есть?
Всех, конечно, и не счесть!
Земляника, и клубника,
И крыжовник, и брусника,
А ещё смородина
Чёрная и красная.
Ох, варенье вкусное!
Ягода прекрасная!
Есть малина и черника,
Клюква есть и голубика,
А ещё есть виноград.
Винограду каждый рад!
II Основная часть
Рассматривание образца рисунка.
Определяем техники, которые использовались при рисовании корзинки с клубникой и общего фона. Предлагаем детям самостоятельно определить знакомые ранее техники: рисование поролоновой губкой, пальчиком, печать штампом, трубочкой для сока. Заостряем внимание на новых техниках — рисование отпечатком спичечного коробка и кусочком картона. Обращаем внимание, что зернышки клубники нарисованы новым способом — шариковой ручкой с отработанным стержнем.
Рисование корзинки с клубникой
1 Выполняем простым карандашом легкий набросок будущей корзинки. Это можно сделать путем обводки коробочки с гуашью или картонного прямоугольника. Необходимо помочь детям удачно расположить корзинку: ближе к нижнему краю альбомного листа.
2 Поролоновой губкой тонируем альбомный лист. Делим лист на три примерно одинаковые части. Верхнюю часть тонируем светло-желтой акварельной краской, среднюю – салатовой или светло-зеленой, нижнюю – зеленой. Следим, чтобы цветные полосы получились одинаковыми по ширине.
3 Влажной салфеткой стираем границы между цветами, добиваясь плавного перехода от цвета к цвету. В случае закрашивания наброска корзинки повторить пункт 1.
4 Наносим акварельную краску на штамп «клубника» при помощи плоской кисточки. Сначала сбоку ставим круглое желтое пятнышко, затем заполняем оставшееся пространство краской красного цвета. Следим, чтобы на штампе не было просветов.
5 Прикладываем штамп стороной с нанесенной на нее краской к краю корзинки, прижимаем салфеткой, получаем отпечаток. При необходимости, кисточкой № 1 подправляем отпечаток.
6 Аналогичным способом печатаем остальные две клубнички первого нижнего ряда, затем две клубнички второго ряда. Необходимо указать на то, что рисунок будет более красивым и реалистичным, если ягодки будут располагаться в разных положениях (на один бок, на другой, хвостиком вверх, вниз.) Стараться располагать ягодки в шахматном порядке.
7 Шариковой ручкой с отработанным стержнем, используя гуашь желтого цвета, расставляем маленькие точки (зернышки) по изображению клубнички. Следим за тем, чтоб дети не слишком увлеклись этим процессом, «перегрузив» клубнику изобилием точек.
8 Трубочкой от сока рисуем клубничные «хвостики». Для этого в намоченную акварельную краску зеленого цвета макаем трубочку веерной частью, а затем выполняем отпечаток на верхнюю часть клубнички. Важно объяснить детям, что одна половинка отпечатка должна получиться лежащей на самой клубничке, а другая его половинка – будто ее «хвостик».
9 Заполняем отпечатками боковой части спичечного коробка корзинку. Для этого широкой плоской кистью наносим акварельную краску коричневого цвета на коробок и выполняем отпечаток. Так поступаем с остальными отпечатками, выстраивая их в ряды. Необходимо следить, чтоб ряды получались относительно ровными, а между отпечатками оставалось незначительное расстояние.
10 Кисточкой № 1 подправляем контур корзинки и прокрашиваем желтой акварельной краской промежутки между отпечатками коробка. Дорисовываем корзинке ручку. Оказываем помощь детям, если она им необходима на каком-либо этапе прорисовки корзинки.
2 Физкультминутка «По ягоды»
Мы шли-шли-шли,
(маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много ягод нашли.
(наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять,
(опять идут по кругу)
Мы опять идем искать.
(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)
3 Украшение фона рисунка
1 На небольшой лист картона наносим гуашь зеленого цвета. Кусочек картона (примерно с пластиковую карту) ставим ребром на лист с гуашью, движениями вперед-назад набираем гуашь на картон. Отрывистыми проводящими движениями рисуем травинки разной высоты вокруг корзинки. Заостряем внимание на том, что травинки получаются красивее, если их проводить снизу-вверх.
2 Пальчиком рисуем в виде цветных точек разных размеров россыпь цветов среди травы. Рекомендуем, чтобы цветы одного и того же цвета не группировались в одном месте, а вперемешку с другими цветами были «рассыпаны» по всей траве.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать отпечатками, было ли им это интересно, сложно ли, что бы они хотели нарисовать, используя новую технику. Если ребятам понравилось и они хотят нарисовать рисунок в таких техниках дома, можно предложить им нарисовать аналогичным способом корзинку с другим наполнением (яблоки, грибы и др.). Попросить взрослых сделать для них нужный штамп или же попробовать рисовать от руки. Напомнить, что спичечный коробок обязательно должен быть пустым.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.