Развитие познавательной активности на учебных и коррекционных занятиях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью  

- 9:08Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Татьяна ШИШКИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Борисова»,
Минская область

school3@rooborisov.by

 

 

 

 

Успешность ребенка в усвоении школьной программы зависит от состояния развития его познавательной деятельности. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью играет уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Стойкие, необратимые, органические нарушения головного мозга не позволяют таким детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. У детей существенно замедляется формирование речи и мышления, страдает развитие познавательной деятельности в целом. Для развития познавательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями необходима целенаправленная организованная работа учителя-дефектолога, которая будет содействовать расширению познавательных возможностей учащихся.

Основные задачи:

1) развитие мышления через формирование основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, восприятия;
3) формирование речевых и коммуникативных умений;
4) развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;

Проблема развития познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из актуальных проблем специального образования. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, Г.Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». Поэтому учебный процесс в классе интегрированного обучения и воспитания должен протекать в условиях организации активного включения школьника с ОПФР в познавательную деятельность, которая станет для него интересной, приносящей удовлетворение от участия в ней. К.Д.Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.

Таким образом, возникает необходимость использования при обучении детей с интеллектуальными нарушениями особых методов и приемов работы, которые позволили бы развивать познавательную активность и познавательные процессы, придавать процессу обучения привлекательность и значимость в глазах детей. Познавательная активность детей напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов, так как при их развитии расширяется кругозор, становятся разнообразнее интересы младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Познавательный интерес, как мотив деятельности обучающихся получает свое развитие и формирование, прежде всего, в учении. Формирование интересов идет через организацию познавательной деятельности школьников, а также через само содержание учебного предмета.

Система работы учителя-дефектолога по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования их познавательных процессов. Для развития интереса и активизации деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Факторами, способствующими формированию познавательного интереса у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на учебных и коррекционных занятиях, я считаю:

 – использование современных информационно-компьютерных технологий;
– организацию предметно-практической деятельности;
– выполнение творческих работ;
– использование игрового дидактического материала.

Информационно-компьютерные технологии естественно вписываются в процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью значительно повышают их познавательную активность. Ознакомление с информационно-компьютерной техникой является одним из способов формирования социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Использование ИКТ позволяет усилить мотивацию учения детей с ОПФР благодаря не только новизне работы с компьютером, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности. Также использование ИКТ дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, позволяют использовать интерактивные способы взаимодействия с родителями учащихся с ОПФР. Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения информационных технологий способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Для оптимизации образовательного процесса я применяю на учебных занятиях электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные Министерством образования Республики Беларусь. Контрольно-диагностический модуль ЭУМК позволяет осуществлять диагностику познавательных возможностей учащихся и контроля уровня их достижений посредством тестовых заданий. Использование интерактивных модулей ЭУМК активизирует познавательную активность детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, поскольку стимулирует зрительное восприятие, внимание и мыслительные процессы.

Также в своей работе я использую электронные интерактивные упражнения по различным предметам и коррекции познавательной деятельности, созданные на платформе LearningApps.org. Созданные мною несколько десятков упражнений («Мои приложения»), я отсортировала по папкам в соответствии с учебными предметами («Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Социально-бытовая ориентировка», «Человек и мир», «Развитие познавательной деятельности»). После регистрации на сайте под личными аккаунтами ученики моего класса получили доступ к выполнению этих упражнений. Интерактивные задания дети выполняют во время уроков и дома с целью закрепления материала. Наличие раздела «Статистика» дает возможность учителю контролировать периодичность и правильность выполнения заданий учениками. Использование данного приложения, как одного из элементов ИКТ, значительно повышает познавательный интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью, способствует лучшему усвоению программного материала, повышает объем, устойчивость и распределение зрительного внимания, памяти, улучшает пространственно-временные представления.

Одной из эффективных информационно-компьютерных технологий, которые можно использовать в образовательном процессе, являются QR-коды.  QR-коды выступают как элемент учебного процесса. Используя планшеты, дети «расшифровывают» разнообразную информацию на уроках социально-бытовой ориентировки. Например, знакомятся с памятками по различным разделам программы обучения: «Уход за зубами», «Уход за обувью и ее хранением», «Правила глаженья одежды», «Правила мытья посуды» и др.  QR-коды я использую на различных этапах урока, они всегда стимулируют познавательную активность учащихся, улучшают навык чтения, зрительно-моторную координацию.  

Одним из способов стимулирования познавательной активности является участие в дистанционных олимпиадах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Уже традиционным стало участие ребят в предметных олимпиадах для детей с интеллектуальной недостаточностью, организованной проектом «Мир олимпиад (сайт mir-olimpiad.ru).  За несколько лет мы неоднократно успешно поучаствовали во Всероссийской дистанционной олимпиаде по социально-бытовой ориентировке, чтению и развитию речи, русскому языку и математике. За результативное участие в дистанционных олимпиадах ученики были награждены дипломами и свидетельствами, что несомненно повысило их мотивацию и познавательный интерес к обучению. Эти результаты стали значимыми для школьников. Дети с интеллектуальными нарушениями при работе над олимпиадными заданиями развивали навыки самоконтроля, самостоятельности, актуализировали свои учебные знания и умения.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Поэтому, опираясь на результаты психологических исследований о результативности активного характера деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в обучении я стараюсь максимально использовать предметно-практическую деятельность. Путем выполнения школьниками практических упражнений, дидактических игр, продуктивной деятельности, ориентированной на уровень их психофизических и личностных особенностей, происходит развитие познавательного интереса и мотивации к обучению.

Участники исследовательской работы «Огород на подоконнике»

На учебных занятиях по курсу «Человек и мир» и биологии дети проводят опыты по изучению свойств воды и воздуха, сравнивают полезные ископаемые, изучают объекты живой и неживой природы в ходе экскурсий. Важна стимуляция познавательной активности детей в домашних условиях, поэтому я вовлекаю в данный процесс родителей. При подготовке домашних заданий они вместе изучают дополнительные источники информации в интернете, смотрят видеоролики, готовят сообщения, рисунки, макеты. С большим интересом дети и родители приняли участие в коллективной исследовательской работе «Огород на подоконнике». В течение двух месяцев дети выращивали зеленные и овощные культуры в различных тепловых и световых условиях школы и дома, вели дневники наблюдений. В ходе практической деятельности школьники фиксировали температуру воздуха в помещениях, влажность почвы и уровень освещения. В результате эксперимента ученики установили необходимые условия для лучшего роста и развития растений. А итогом проведенной работы стало коллективное приготовление салата из выращенных овощных и зеленных культур.

Макет по биологии на тему «Позвоночные животные. Рыба лещ»

На уроках географии усилили познавательную активность учащихся практические задания по составлению плана класса, ориентированию на местности при помощи компаса, определение сторон горизонта по солнцу. На одном из учебных занятий по теме «Горы» дети выполняли макеты гор из папье-маше, закрепляя знания об их строении, внешнем виде, названиях самых высоких гор Беларуси и мира. При разукрашивании выполненных макетов, дети проявляли фантазию и творчество, активизировали свои познавательные интересы. При изучении материков и океанов, некоторых учащихся особенно привлекли столицы и флаги разных стран. На перемене дети играли в настольные игры «Чей флаг?», «Угадай материк по контуру», фотовикторину «Столицы мира», географическое лото. Родители, поддерживая познавательные интересы своих детей, стали приобретать им наклейки, закладки, брелоки, майки с географической тематикой, глобусы. Дома, с помощью мамы увлечение одного из детей приобрело практическую направленность. За сравнительно небольшое время мама научила сына выкраивать из ткани разноцветные фрагменты флагов и сшивать их на электрической швейной машине. Так в семейной коллекции появились маленькие копии флагов Республики Беларусь, России, Великобритании, Германии, США, Бразилии, Франции, Исландии, Литвы и Норвегии. Вместе с макетами всемирно известных достопримечательностей этих стран, флаги стали основой композиции под названием «Мир доступен всем», которую ученик нашего класса представил на районном инклюзивном фестивале «Мы вместе» для детей с особенностями психофизического развития.

Макет по географии из папье-маше на тему «Горы»

Уроки математики в нашем классе, в рамках компетентностного подхода, также насыщены практической деятельностью учащихся. С большим интересом дети определяют вес продуктов питания, рассчитывают их стоимость, совершают «покупки» в виртуальном магазине. Хорошо «оживляет» урок использование игрового дидактического материала, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр «Выбираем подарок другу на сумму… рублей», «Речевой этикет покупателя», «Посчитай сдачу после покупки» и др. Изучая тему «Периметр», школьники самостоятельно измеряли длину и ширину учебного кабинета и рассчитывали размер напольного покрытия. Полученные вычислительные навыки способствуют развитию их социализации и адаптации к дальнейшей жизни в обществе.

На учебных занятиях по социально-бытовой ориентировке активизации познавательного интереса учащихся служит большое количество используемого наглядного и практического материала, разгадывание загадок, кроссвордов, работа с пословицами и поговорками, лабиринты, дидактические упражнения, логические задачи, проблемные ситуации. Закрепляя учебный материал по разделу «Семья», ученики заполняли свое генеалогическое древо. В ходе оформления работы школьники активизировали знания о членах своей семьи, месте их жительства, сравнивали их по возрасту, закрепляли правописание имен собственных, подписывая поздравительные открытки своим родственникам. Проведение экскурсий на почту, парикмахерскую, в магазин, музей, на железнодорожный и автовокзал на уроках СБО также усиливает познавательный интерес детей к учебному материалу. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю”.

Использование в моей педагогической практике различных путей активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью показало положительную динамику при итоговом мониторинге их учебных навыков. Используемые методы и приемы подтвердили необходимость и эффективность проводимой работы по формированию познавательного интереса обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях класса интегрированного обучения и воспитания.

 

 

Список используемых источников:

1 Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://shack.schools.by/pages/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologij-i-elektronnyh-sredstv-obuchenija-v-obrazovatelnom-protsesse – Дата доступа: 14.03.2018.
2 Национальный институт образования [Национальный образовательный портал]- Режим доступа: https://adu.by
3 Сервис LearningApss.org – Режим доступа: https://learningapps.org/
4 Развитие познавательного интереса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в начальных классах образовательного учреждения  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6560/1/Kustareva.pdf- Дата доступа:18.08.2017.
5 Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: – М.:  «Медгиз»,- 1955. – 230 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий