Классный час, посвященный Дню матери в начальной школе

- 16:48Методичка, Начальная школа. Внеклассная работа

 

Лилия ВАСЬКИНА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 8 Гродно»

 

 

 

Задачи:

– познакомить с традициями других стран;
– прививать учащимся духовно-нравственные ценности;
– развивать морально-этические качества;
– развивать чувство любви и гордости за свою семью;
– воспитывать уважение к старшему поколению;
– воспитать чувства добра, любви, уважения к матери;
– развивать культуру поведения на общественных мероприятиях.

Оборудование: картинки с цветами, слова мама на разных языках, раскраски «Букеты цветов», глобус, ручка, листок с именем мамы.

 

Ход мероприятия

1 Целеполагание, история праздника

– Кто знает, какой сегодня праздник отмечается в нашей стране и откуда он к нам пришёл? (Ответы детей).

– Сегодня мы узнаем больше об этом празднике и подумаем, почему именно маму почитает весь мир.

– Может кто-то может рассказать, откуда к нам пришёл церковный праздник Покров Божьей Матери?

Своими корнями история праздника уходит в далёкое прошлое. В 910 году величественный на то время Константинополь захватили сарацины. Уже никто не надеялся на чудо. Накануне 14 октября (по старому стилю 1 октября) жители города, потеряв всякую надежду на спасение, собрались в храме. Люди начали неустанно молиться – и вдруг увидели Заступницу – Божью Матерь, которая направлялась к ним в окружении ангелов.

Это было настоящим чудом! Она подошла к присутствующим, опустилась на колени и начала молиться со всеми. Потом сняла со своей головы покров, раскинула его над людьми, защищая таким образом их от врагов. После этого вражеские силы отступили от стен города – и он был спасён.

С тех самых пор покров Царицы Небесной, её православная одежда, стали священными, а люди, запомнив этот великий день, стали отмечать его как святой праздник. На протяжении многих лет своей истории он собрал огромное количество самых разных традиций.

В Беларуси День матери отмечается 14 октября с 1998 года. В этот день по традиции поздравляют женщин матерей. Истоки этого праздника – в глубоком уважительном отношении к женщине-матери.

     Вывод: этот праздник ещё раз подчеркивает огромную роль матери в жизни каждого человека. Это ещё одна возможность вспомнить и поздравить свою маму.

 

2 «Путешествие в другие страны»

– А как вы думаете, празднуют ли ещё где-нибудь праздник мамы, кроме Беларуси? Как оказалось, этот праздник празднуется во многих странах планеты, но в разное время и со своими традициями. Давайте узнаем немного об этом (Приложение 1).

– А что особенного вы делаете в это день для своей мамы? (Ответы детей).

– Так как это праздник, который празднуют в разных странах, то и маму, как вы понимаете, называют по-разному. Давайте узнаем и об этом (Приложение 2).

– Читаем слова из таблицы.

– Какое слово понравилось вам, и вы его запомнили? Каким словом сегодня вечером поприветствуете маму?

     Вывод: мой язык родной и я буду говорить с мамой на своём языке, но об одном из понравившихся слов обязательно расскажу.

 

3 «Моя мама»

Действие первое

– Но давайте поговорим о своей маме. На протяжении всей жизни у каждого человека самые тёплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания ассоциируются с образом мамы, ведь именно мама даёт нам первые уроки нравственности и доброты.

– Сейчас узнаем, какая у вас мама. Вы получите листок, напишете имя своей мамы и расскажете, какая она, «расшифровав» первые буквы её имени. Например: О – обожаемая, Л –любознательная, Я – ясная.

Можно объединиться в группы тем, у кого имена мам совпадают. (Самостоятельная работа).

– Проверим, что получилось. Дети зачитывают слова, которые написали о маме.

– А у кого самая лучшая мама? (Каждый приложит руку к своему сердцу и скажет «Моя»).

 

Действие второе

– Мы узнали, какая у вас мама. А теперь узнаем, как хорошо вы знаете свою маму. Я загадываю загадки, а вы отгадываете (Приложение 3).

 

Действие третье

– Мама у нас самая хорошая, а вот какие мы у мамы дети, хорошие или плохие? (Ответы детей).

– Мы часто обижаем свою маму, не слушаем её. Но она нас прощает и жалеет всегда, потому, что она наша мама и она нас очень любит, ВСЕГДА.

Мам надо радовать примерным поведением, хорошими отметками. Дарить им цветы, часто говорить “большое спасибо” и ничем не расстраивать. А если уж случилось, что ненароком обидели вы маму, то не стесняйтесь попросить прощения. Морщинки на лицах ваших мам появляются оттого, что вы чем-то их огорчили.

– Какие волшебные слова можно сказать маме, когда вы её обидели, или она чем-то расстроена? (Ответы детей).

– Кто из вас и как помогает маме? Чем радует? (Рассказы детей). Если один говорит, можно поднять руку тому, кто тоже это делает для своей мамы.

 

Действие четвертое

– Но мы с вами не поговорили ещё об одной маме. Кто она, как вы думаете? (Ответы детей).

– Это бабушка. Мама моей мамы и моего папы.

– Будут ли отличаться слова о вашей бабушке от тех, которые вы говорили о своей маме?

– Какая у вас бабушка? (Ответы детей).

     Вывод: каждый человек скажет, что его мама самая лучшая. Маму нужно беречь, помогать, не расстраивать, говорить больше хороших слов. Сегодня можно прийти домой, быстро сделать уроки, приготовить маме чай, сказать ей хорошее слово, крепко обнять. А можно преподнести небольшой подарок, о котором мама ещё не знает.

 

4 «Подарок маме»

– А чья мама любит цветы? А какие? Чья мама обрадуется букету в сегодняшний день? А если нет денег, его приобрести?

– Есть возможность нарисовать маме яркий праздничный букет своими руками. У нас есть «букеты», можно их просто раскрасить и подарить сегодня маме.

Самостоятельная работа по раскрашиванию букета. Если не успеем, можно закончить работу дома или на уроке труда.

5 Итог

– Человек создан так, что не может быть всегда хорошим. Он старается, но не всегда это получается. Берегите своих мам и бабушек. Берегите свою семью. Ведь больше, чем наши близкие, нас никто не будет любить.

Кто пришёл ко мне с утра,
Кто сказал: “Вставать пора!”?
Мама!
Завтрак кто с утра сварил?
Чаю в чашку кто налил?
Мама!
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Мама!
Кто меня поцеловал?
Мама!
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Мама!

– Любите, не обижайте, слушайтесь своих мам и бабушек, заботьтесь о них и учитесь у них уму-разуму.

Давно замечено: дети, которые трогательно любят своих матерей и бабушек, потом вырастают в хороших людей. Помните об этом!

 

 

 

Приложение 1

В Германии матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей.

В Финляндии заслуженным матерям, прежде всего матерям-героиням, президент вручает орден Белой розы. В последние годы эту награду получают и матери, воспитывающие детей-сирот. Во второе воскресенье мая в Финляндии поднимается государственный флаг. Это официальный выходной.

В Эстонии в этот день вывешиваются флаги. Дети дарят мамам самодельные открытки и подарки.

В Японии в День матери раньше было принято прикалывать на грудь гвоздику – символ любви матери к ребенку. Раньше красной гвоздикой украшали одежду дети, чьи матери живы, а белой – дети, лишившиеся матерей. Позже, в 60-е годы, перестали прикалывать белую гвоздику, а красная гвоздика сопровождает День матери в Японии и по сей день.

В Мексике в этот день по приглашению детей музыканты исполняют для их матерей любимые песни.

В Англии праздничную атмосферу этому дню придавал специальный торт, называемый «материнский торт», украшенный 12 шариками марципана. 12 шариков – 12 знаков зодиака. Его дарят матерям в обмен на их материнское благословение.

В Канаде обычно все члены семьи встают в этот день спозаранку, зато мамин утренний сон оберегают особенно тщательно. И пока мама спит, готовят для нее все вместе самые любимые ее кушанья, а когда она проснется, подают ей завтрак прямо в постель. Единственное, что позволяется ей делать в этот день – это открывать входную дверь, когда для нее доставят подарок или роскошный праздничный букет.

 

Приложение 2

 Армянский – майрик
 Азербайджанский –ана
 Бурятии – эжи
 Татария – эни
 Египет – омак
Китай – нян
Казахский – шэшэ
Франция – маман
Персидский – аннэ

 Грузинский – дэда
 Украина – мамо
 Киргизия – апа
 Башкирия – эсэй
 Турция – ана
 Болгария – мамо, майка
 Швеция – мур
 Чеченский – нана
 Литва – мамитэ

 

Приложение 3

Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые вкусы
В маминой шкатулке …(бусы)

В ушах маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения…(сережки)

Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка –
Есть у нашей мамы…(шляпка)

Назовите-ка посуду:
Ручка прилепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда
Это же…(сковорода)

В брюхе у него вода
Заблудила от тепла.
Как разгневанный начальник,
Быстро закипает …(чайник)

Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки …(суп)

Пыль найдет и вмиг проглотит –
Чистоту для вас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит… (пылесос)

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…(утюг)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий