Звук [р]. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком дошкольного/младшего школьного возраста  

- 17:07Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

 

Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог 
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»

b.anastasiya92@mail.ru

 

 

 

 

 

Тема: Звук [р].

Этап: формирование первичных произносительных умений и навыков.

Цель: автоматизация звука [р].

Задачи:

– закреплять умение ориентироваться в сторонах «лево» – «право»;
– нормализовать тонус артикуляционного аппарата при помощи артикуляционных упражнений;
– формировать умение воспроизводить длительную и направленную воздушную струю;
– уточнить артикуляцию звука [р];
– формировать умение изолированно произносить звук [р];
– формировать умение определять на слух слоги со звуком [р];
– закреплять умение образовывать множественное число существительных в словах со звуком [р];
– формировать умение выделять звук [р] в начале, в середине, в конце слова.

Оборудование: зеркало, песочные часы (1 минута), вертушка, наглядное пособие дерево, речевой материал, предметные картинки: звук [р] в начале слова (ракета, радуга, радио, роза, рыба), в середине слова (жираф, корова, краб, барабан, груша, перо, шары), в конце слова (помидор, сыр, тигр, забор).

План занятия

1 Организационный момент. Объявление темы занятия
2 Основная часть
   2.1 Артикуляционная гимнастика
   2.2 Дыхательная гимнастика
   2.3 Уточнение артикуляции
   2.4 Упражнение «Повтори-ка»
   2.5 Физминутка
   2.6 Игра «Грушевое дерево»
3 Итог занятия

 

Ход занятия

1 Организационный момент

– Привет, сегодня мы с тобой будем заниматься, но сначала поиграем в игру «Путаница». Смотри внимательно, я буду тебя обманывать. Инструкция: покажи правую ногу, покажи левую руку, дотронься левой рукой до правого уха, погладь левую ногу левой рукой и т.д. (учитель-дефектолог может говорить только инструкцию, а также показывать задание, проговаривать инструкцию, при этом допускать ошибки и смотреть за ребёнком, внимательно ли он выполняет инструкцию).

– Молодец, сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

 

2 Основная часть

2.1 Артикуляционная гимнастика

Выполняем гимнастику перед зеркалом, под счёт, каждое упражнение до 10–15 секунд или нам могут помочь песочные часы (1 минута).

1 «Улыбка». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
2 «Трубочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
3 Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
4 «Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
5 «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
6 «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
7 «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
8 «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

– Молодец! Наш язычок размялся.

 

2.2 Дыхательная гимнастика

– Перед нами вертушка. Подуй длительной струёй воздуха на вертушку так, чтобы все цветы закружились. Молодец! (Выполняем 10 раз).

 

2.3 Уточнение артикуляции

– Едет мотоцикл, как он рычит – р-р-р-р. Как расположены губы? Губы растянуты в красивую улыбку. А где находится язычок, когда мы говорим р-р-р? (вверху за зубами на бугорках). А что делают зубы? (сближены). Это согласный или гласный звук? (согласный). Звонкий или глухой? (звонкий – горлышко звенит). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Отлично.

 

2.4 Упражнение «Повтори-ка»

– Сейчас я буду произносить слоги, а ты должен будешь повторять только те, в которых есть звук [р]. Слушай внимательно.

– РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР. МА, НА, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА, КУ, РЭ. Не спеши, послушай еще раз. Слушай внимательнее. Вот, молодец.

 

2.5     Физминутка

Игра с мячиком, будем называть чего много (ребёнок ловит мяч и отвечает).

          – У меня один рак, а у тебя много кого? 
         – Раков.

          – У меня один карандаш, а у тебя много чего?
          – Карандашей.

          – У меня одна рама, а у тебя много чего?
          – Рам.

          – У меня одна ручка, а у тебя много чего?
          – Ручек.

          – У меня один арбуз, а у тебя много чего?
          – Арбузов.

          – У меня один комар, а у тебя много кого?
          – Комаров.

          – У меня один краб, а у тебя много кого?
          – Крабов.

          – У меня один зефир, а у тебя много чего?
          – Зефира.

   И далее по такому образцу.

 

2.6 Игра «Грушевое дерево»

– А сейчас нам нужно помочь моей птичке и разместить груши на дереве, определяя положения места звук [р] в словах (в начале, в середине, в конце).       

Речевой материал, предметные картинки: в начале слова – ракета, радуга, радио, роза, рыба; в середине слова – жираф, корова, краб, барабан, груша, перо, шары; в конце слова – помидор, сыр, тигр, забор. (Дидактическое пособие, изготовленное учителем-дефектологом)

 

3 Итог занятия

          – Тебе понравилось занятие?  

          – Что мы сегодня делали? Какой звук учили? ([р])

          – Как ты сегодня занимался? Оцени себя по ступеньке от самой низкой первой до самой верхней десятой. На какую ступеньку ты себя поставишь? Молодец!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий