- Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Богатство, выразительность, чистота и уместность речи. Урок русского языка в 5-м классе

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: Богатство, выразительность, чистота и уместность речи.

 Задачи:

1) будем знать
    – что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
    – как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
    – находить слова, засоряющие речь,
    – уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.

 

Ход урока

1 Оргмомент

– Доброе утро, дети! Этот урок позвольте начать со стихотворения (Слайд):

А новый день – как листик чистый 
Ты сам решаешь: что, куда…
Начни его с хороших мыслей –
И всё получится тогда!

Желаю, чтобы у вас всё получилось сегодня.

 

2 Проверка домашнего задания

Письмо по памяти упр. 77 (на листочках). Работы сдают 5 человек (НЕПОДНЯТАЯ РУКА)

 

3 Введение в тему

– Послушайте отрывок, назовите произведение и автора (Слайд):

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

– По чему богатыри узнали, что перед ними царевна? (По речи)

 

4 Тема

Запись даты, словосочетания «Классная работа», темы урока (Слайд)

– Мы с вами изучаем качества речи. Их всего семь. На прошлом уроке мы познакомились с такими качествами, как правильность, точность и логичность.

 

5 Задачи

Задачи (Слайд):
1) будем знать
    – что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
    – как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
    – находить слова, засоряющие речь,
    – уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.

 

6 Изучение

Задача № 1 (Слайд)

будем знать
    – что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
    – как сделать речь богатой и выразительной.

Беседа

(Выслушать предположения)

Работа с учебником (Слайд)

        Упражнение 80 (с. 46)
Найдите предложения, в которых содержатся ответы на вопросы:
    – Что такое богатая речь?
    – Как сделать речь богатой и выразительной?
    – От чего зависит уместность употребления слова?

НЕПОДНЯТАЯ РУКА

Словарная работа (Слайд)

Фагоциты (с. 138.) – это клетки иммунной системы, которые защищают организм от вирусов.
    – На каком уроке уместно говорить о фагоцитах?
    (На уроке биологии)

 

7 Проверка первичного восприятия

Соотнесите содержание двух колонок (Слайд):

1 Выразительная речь

А Речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова

2 Чистая речь

Б Речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим

3 Уместная речь

В Образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя

Самопроверка по слайду (1В. 2А. 3Б.) 3 балла

 

8 Гимнастика для глаз

    1) Исходное положение: сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.

    2) Исходное положение: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой/левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.

    3) Исходное положение: сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз.

    4) Исходное положение: сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Повторить 4–5 раз.

    5) Исходное положение: сидя. Смотреть прямо перед собой на дОску 2–3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3–5 сек. Повторить 6–8 раз.

    6) Исходное положение: сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

 

9 Закрепление

    Упр. 81 (устно)
   Прочитать, ответить на вопросы, почему девочка не поняла брата и какое качество речи отсутствовало.
  (Богатство, чистота, выразительность).

     Упр. 83 (1 и 2 предложения)
    Прочитать высказывания о русском языке, определить, какие качества речи они иллюстрируют.
    (Богатство, выразительность).
    Выписать слова с пропущенными буквами (2 человека – на доске, остальные – в тетрадях).

ДИвишься, пОдарок, зЕрнисто, жемчуГ,
нАзвание, руССкий, жИвой.

Оценивание: 2 балла (если нет ошибок), 1 балл (если одна ошибка), 0 баллов (если 2 и более ошибки)

 

    Дополнительное задание для «олимпиадников»: выписать из упр. 82 словосочетания, которые помогают сделать текст выразительным.

 

Задача № 2

будем уметь
    – находить слова, засоряющие речь,
    – уместно употреблять слова в тексте.

 

Редактирование предложений (по рядам)

(Слайд)

1 Саша ушиб локоть руки.
2 Очень полезны жёлтые лимоны.
3 Впереди показался ледяной айсберг.

Оценивание: 1 балл

 

Упр. 84 (устно – исправить ответы Вити)

(Слайд)

– Я опоздал на урок, потому что в нашем подъезде испортился лифт. Обещаю, что такое больше не повторится.
– Не смейтесь надо мной, потому что любой может оказаться в такой ситуации.

 

10 Обобщение и систематизация

Обращение к задачам (Слайд)

Викторина (Слайды)

1 Какое качество речи не названо?

1) правильность
2) точность
3) логичность
4) чистота
5) богатство
6) выразительность
7) ?

2 Верно ли утверждение?

Уместной называется речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим.

3 Узнайте качество речи по описанию:

… – это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова.

 

Самопроверка по слайду

1 Уместность
2 Да
3 Чистота речи

Оценивание: 3 балла

 

11 Итоги урока

Отметки – 4–5 чел. НЕПОДНЯТАЯ РУКА

Соотнесение – 3 балла
Правописание – 2 балла
Редактирование – 1 балл
Викторина – 3 балла
Работа на уроке – 1 балл

 

12 Домашнее задание

(Слайд)

Упр. 83 (3-е предложение)

 

Слово учителя (Слайд):

Чтобы речь была «царской»:

1 Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания!
2 Не засоряй речь бессмысленными словами.
3 Будь вежлив в словах и поступках.

 

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий