Игра как средство социализации ребёнка с трудностями в обучении

- 13:25Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

   

Елена РУСЕЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» Кореличского района,
Гродненская область

 

 

 

В современном мире остро выступает проблема социализации детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), которым очень важно получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

В дошкольном возрасте социализация таких детей осуществляется через игру как ведущий вид деятельности. Игра для ребёнка с трудностями в обучении имеет гораздо большее значение, чем для обычного ребёнка. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Как показывает опыт, игровая деятельность у детей с трудностями в обучении не сформирована. Процесс обучения игре таких детей строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов, но в то же время имеет свои особенности, предполагает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, которые должен учитывать в своей работе учитель-дефектолог.

Для успешной социализации ребёнка с трудностями в обучении в арсенале учителя-дефектолога должны быть дидактические и сюжетно-дидактические игры по всем направлениям развития ребёнка. В связи с этим в моей практической деятельности остро встал вопрос подбора и изготовления таких игр. В течение двух лет нарабатывался необходимый игровой материал по всем направлениям работы.

 

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

          «Назови эмоцию» (умение различать эмоциональное состояние по его схематичному изображению, соотносить с реальным состоянием на лице человека), «Кубик эмоций» (показать эмоциональное состояние в соответствии с выпавшей картинкой на грани кубика), «Эмоциональные зверюшки» (соотнесение схематичных изображений: грусть, гнев, испуг, радость). «Найди такое же настроение» (наложение схематического изображения на соответствующую фотографию), «Покажи, каким ты будешь, если…» (обидели, обрадовался и т.д. – показ различных эмоциональных состояний по речевой инструкции перед зеркалом), «Правильно – неправильно» (адекватность цвета эмоциональному состоянию), упражнения на восприятие чувств и отражение их в поведении: «Праздничное настроение», «Ой-ой, живот болит!», «Друг сердится», «Зайчик боится». «Вежливые слова» (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста), «Ласковые имена» и др.

 

Игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы

          «Угадай, что в мешочке» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), «Разложи игрушки в корзинки», «Закрой коробочки» (все разной величины, цвета, формы), «Закрой окошки» (плоскостные фигуры), «Найди нужную фигуру» (подбор плоскостных фигур к заданной объемной), «Занимательное ведерко» (опускание объемных фигур в соответствующие отверстия), «Чего не стало», «Собери шарики в стакан» (разноцветные шарики 6 цветов,

“Закрой окошки”

положить пинцетом), «Собери посуду», «Одень кукол» (выбор одежды по цвету, размеру куклы), «Задание для Золушки» (сортировка шариков на группы по цвету или величине), «Бусы для кукол», «Прищепки» (соотнесение в соответствии с цветными веревками или тазиками), «Какого цвета этот предмет?», «Покорми птичек» (подбор мисочек-кормушек, 3-4 штуки), «Подбери посуду по цвету, размеру», «Что нам нужно для салата» (классификация овощей и фруктов), «Подбери корзину» (разложить овощи и фрукты по цвету, размеру), «Комната для трех медведей» (подбор посуды или мебели по величине), «Коробки для шнурков» (разложить в коробки короткие и длинные шнурки), «Шарфики для кукол» (подобрать по ширине и длине в соответствии с размером куклы), «Прокати такой же шарик» (соотнесение по цвету с любым другим предметом, словом, названием), «Цветные колпачки», «Каждую бусинку на свое место», «Дорожка к домику» (подбор бумажных полос по длине в соответствии с расстоянием), «Построим, подберем дома для зверюшек», «Что большое, а что маленькое?», «Достань игрушки» (Красная Шапочка идет в гости к бабушке и достает прикрепленные на различной высоте предметы) и т.д.

          «Наведи порядок» (группирование разноцветных разных по размеру шаров, кубов и овалов по величине, по примеру; основная примета – величина), «Кому что дать?» (группирование длинных и коротких предметов соответственно примерам: у одной куклы длинная лента, у другой – короткая, дети раздают куклам карандаши, палочки, тесемки, шарфики, веревки, бумажные полоски и т.д.).

          «Что это было?» (угадать, какой предмет издает этот звук: бумага, фольга, целлофан, металлические и деревянные пластины), «Найди такую же» (гремящие коробочки с наполнением по количеству предметов), «На чем я играю» (определить по звуку музыкальный инструмент), «Где спряталась игрушка» (найти звучащую игрушку в помещении, коробках) и т.д.

“Найди такой же предмет”

          «Волшебный мешочек», «Найди такой же предмет», «Найди такую же фигуру» (на ощупь найти заданную фигуру из предъявленных образцов: большие или маленькие кубики, шарики, треугольную призму), «Узнай на ощупь», «Отгадай, что это?», «Занимательный ящичек» (проталкивание объемных фигур в соответствующие отверстия), «Каждую фигуру на свое место» (подкладывание разных плоскостных фигур к разным объемным предметам) и т.д.

          «Выкладывание орнамента по рисунку» (составление орнаментов из отдельных геометрических фигур путем наложения их на контурные изображения; называние геометрических фигур), «Отгадай, кто где живет» (размещение зверьков, кукол, машин, яблок и других предметов соответственно размеру в свои домики, гаражи, корзины и т.д., «Украшение елки» (подбор цветных игрушек по словесной инструкции), «Подбери картинку» (овощи, фрукты, игрушки, предметы одежды, посуды, мебели), «Найди картинку» (подобрать картинку к исследованному на ощупь предмету), Работа с разрезными картинками и пазлами (разрезанными по горизонтали и вертикали), сборно-разборные игрушки, «Обведи фигуру» (обведение геометрических фигур), «Узнай, что это?» (узнавание геометрических фигур по контуру).

“Занимательный кубик”

         «Построим дом» (подбор плоскостных деталей к узору-стенке: крыша, двери, окна и др. двух размеров), «Подбери правильно» (соотнесение объектов по размеру), «Разложи пуговки в коробки» (соотнесение размеров пуговиц и коробок), «Сбор фруктов» (картинки с изображением фруктов разной величины поместить в соответствующие по размеру корзинки), «Спрячь все коробки в одну» (по принципу матрешки), «Матрешки», «Кубики Никитина», «Пирамидки», вкладыши-мисочки, «Достроим дом» (подбор деталей к картонным домам без крыш различной величины с прорезями для окон и дверей), «Бусы для кукол» (чередование больших и маленьких бусин в определенной последовательности), «Хоровод матрешек», «Посадим елочки», «Дома», «Дерево и куст» (сравнение по высоте), «Дверь, окно для дома» (ширина), «Узкий и широкий» (деревянные пластины протолкнуть в бутылки с узким и широким горлышком), «Шарфики для кукол», «Занимательный кубик», «Дорожка к домику» (длина) и т.д.

          «Что это было?» (угадать, какой предмет издает этот звук: бумага, фольга, целлофан, металлические и деревянные пластины), «На чем я играю» (определить звучащий инструмент), «Цветные лоскутки», «Мишка или мышка?» (при изменении громкости и частоты ударов по столу продемонстрировать характерные действия), «Бежит или идет?» (определить по частоте звука) и т.д.

          «Найди пару» (на ощупь аналогичный мешочек по наполнению или аналогичную по фактуре ткань), «Летающие колпачки», «У кого такой же цвет?», «Цветные круги», «Какого цвета предметы в группе?», «Подбери предметы похожего цвета», «Цветной диск», «Одень куклу красиво», «Назови, что тут синее (белое, красное и т.д.)», «Каждую бусинку на своё место» «Покажи, что красное (синее, желтое и т.д.)», «Сложи собаку (рыбу, машину и т.д.) и опиши», «Из каких фигур складывается предмет?».

 

Игры и упражнения на развитие пространственно-временных представлений 

“Куда положить”

          «Разложи игрушки по местам» (на верхнюю, нижнюю полку), «Кто где живет», «Рассели по квартирам» (по словесной инструкции взрослого), «Раздели на группы» (в зависимости от признаков: высокий – низкий; длинный – короткий, толстый – тонкий), «Опиши ситуацию» (с учетом пространственного расположения героев и предметов), «Найди спрятанный предмет» (с опорой на схему помещения) и т.д.

“Поры года”

         «С чего начать?» (порядок действий при кормлении, купании, укладывании спать, при стирке), «Что сначала, что потом?», «Поры года» (сенсорная подушка).

          «Куда положить», «Кто где находится?» (на картинке найти и показать отношение предметов и объектов: кто спрятался (за, под, на, в, из), «Где лежит, где стоит?», «Отгадай, где?», «Опиши комнату для куклы», «Расписание на неделю», «Как я провел вчерашний день» и т.д.

 

Игры и упражнения на развитие внимания и памяти

           «Какого цвета не стало?», «Найди такой же», «Какая матрешка ушла спать?» (из трех матрешек различных по величине), «Запомни фигуры» (запоминание геометрических фигур без

“Запомни и расставь”

учета их последовательности), «Убери все маленькие квадраты» (из множества фигур выбрать заданные), «Закрой окошки», «Закрась только круги», «Что неправильно?» (исправление неправильно сгруппированных предметов по основному признаку – цвету, форме или величине) и т.д.

          «Какого цвета не стало?», «Что пропало?» (исчезновение игрушки, геометрической фигуры, картинки и т.д.), «Кто ушел?» (из трех различных по величине предметов) и т.д.

          «Запомни фигуры», «Запомни и расставь» (выстроить предметы в определенной последовательности), «Сделай как я», «Запомни и сложи», «Повтори движение», «Повтори фразу», «Повтори за мной и продолжи», «Собери картинку» и т.д.

 

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления

          «Подбери пару» (собрать в пары предметы, связанные между собой по действию: бумага – карандаш, корзинка – гриб, тарелка – ложка) и т.д.

“Дикие — домашние”

     «Умывание и купание» (предметы, необходимые для купания и умывания, порядок действий), «Домик для курочки, петушка, цыпленка, коровы, лошади» (строительство фермы), «Дикие – домашние», «Кто что ест?» (сено, зернышки, косточки и т.д.).

          «Наш урожай», «Тянем-потянем…», «Суп – варенье», «Что сначала, что потом?» (порядок действий при приготовлении пищи: сначала моем, потом чистим, потом варим и едим), «Съедобное – несъедобное», «Угощаем чаем» (моем фрукты, варим варенье), «Приходите на обед» (варим суп, готовим салат, сервируем стол).

          «Что лишнее?» (соотнесение мебели и назначения комнат), «Что неправильно?» (неправильное расположение и размещение мебели, посуды и продуктов питания), «Что для чего?» (закрепление знаний о функциональном назначении).

“Найди пару”

          «Узнай по описанию», «Разные дома» (сравнение рисунка и чертежа предмета, определение различия и сходства в составных частях дома), «Назови действия», «Правильно ли я делаю?», «Волшебный грибок», «Что неправильно?» (переодеть неправильно одетую куклу в соответствии с назначением предметов одежды и по погоде), «Что стираем, а что чистим?» (группировка предметов одежды, привести одежду в порядок, сложить ее), «В шкафу и на полке» (группировка предметов одежды, разложить на место обувь, верхнюю одежду, шапки и шарфы), «Чистое и грязное» (одежда), «Что нам нужно?» (выбор необходимых атрибутов для стирки и мытья и т.д.

          «Разложи на группы», «Посчитай и покажи», «Найди пару», «Сделай как я», «Выложи последовательно», «Придумай продолжение», «Сравни» (на основе выделения существенных признаков), «Соотнеси» (атрибуты с профессией), «Что лишнее?» и т.д.

 

Игры и упражнения на развитие речи

          «Приглашаем гостей» (рассказать о предстоящем дне рождении куклы), «Что возьмем в дорогу?», «Что купим в магазине?», «Расскажи о посещении врача (дне рождении куклы, купании куклы)» и т.д. «Опиши картинку», «Продолжи рассказ», «Весёлый паровозик», «Что это?», «Расскажи последовательно» (установление последовательности при стирке, кормлении, поездке на автобусе, посещении врача и т.д.), «Что мы делали?» (словесный отчет о деятельности), «Дядя милиционер отведет Машу домой» (возраст, адрес), «Задай вопрос» (по сюжетной картинке) и т.д.

 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

          «Желуди, каштаны, фасоль», «Собери фасоль», «Чудесное тесто», «Закрой крышечки баночек, коробочек», «Переложи фасоль, горох» (переложить ложкой шарики из одной емкости в другую), «Поймай рыбку» (вылавливание сачком плавающих игрушек из емкости с

“Зашнуруй и застегни”

водой или без воды), «Бусы для куклы» (нанизывание бусин на шнурок), «Бирюльки» (забрасывание мелких предметов в узкое отверстие), «Занимательный песок», «Цветочек для мамы», «Застегни застежки» (различные виды застежек на кукольной и настоящей одежде), «Вылови пельмени или вареники» (вылавливание ложкой или шумовкой из кастрюли с водой теннисных шариков), «Лабиринт», «Заверни подарок» (заворачивание в бумагу, фольгу предметов и игрушек различных размеров), игры с мозаикой и т.д. «Волшебный мешочек», «Цветная змейка», «Найди бусины» (в лотках с фасолью найти цветные бусины), «Отремонтируй игрушку», «Бутылочки с пуговицами» (забрасывание пуговиц в бутылку с узким горлышком), «Переложи фасоль» (заполнение фасолью различных емкостей, перекладывание ложкой), «Поймай рыбок», «Волшебный куб», «Нанизывание бусин», «Браслет для Маши» «Зашнуруй и застегни», «Заверни подарок», игры с мозаикой, тестом и т.д.

 

Игры и упражнения на развитие игровых умений

          «Утро Тани», «Купание куклы», «Просыпайся, в садик собирайся!», «Умоем личико, почистим зубы, причешемся», «Утренняя зарядка», «Кормление куклы», «Завтрак для Тани», «Что дети едят на завтрак», «Оденем дочку в детский сад», «Мы едем в детский сад!».

          «Кукла Оля принимает гостей», «Комната куклы», «Приготовим обед», «Готовимся к празднику», «Наведем порядок» (убрать игрушки, расставить на места, вытереть пыль), «Накроем стол для гостей» (мытье овощей и фруктов, раскладывание их в соответствующую посуду, нарезание овощей для салата, перемешивание мелких шариков (нарезанных продуктов) в миске и кастрюле, выкладывание готового блюда с помощью ложки или лопаточки на тарелки, разливание черпаком компота в чашки, сервировка стола и т.д.).

          «Большой магазин», «Где купить мороженое?», «Купим Кате новую игрушку», «У мамы день рождения – нам нужен торт, печенье», «Разложи покупки», «Что неправильно?» (среди продуктов питания продаются игрушки, книги и т.д.), «Что нам нужно для новой квартиры» (покупки для детской комнаты, кухни, спальни) и т.д. «Сережа заболел», «У Сережи болит горло», «Катя ушибла коленку», «Чем лечит врач?» (выбор необходимых атрибутов для игры), «Делаем прививки», «Кукла заболела» (пожалеть, уложить в постель, дать попить теплой воды, вызвать врача), «Что у вас болит?» (элементарные правила поведения при приеме больного, одевание – раздевание, осмотр), «Можно заболеть, если…», «Как делать нельзя?» (неправильное поведение куклы), «Катя испачкалась», «Репка», «Пальчиковый театр», «Волк и семеро козлят».

 

“Пальчиковый театр”       “Приготовим обед”          “Репка”»               “Волк и семеро козлят”

 

Системное применение подобранного и изготовленного игрового материала в ходе коррекционно-развивающей работы с ребёнком с трудностями в обучении даёт положительный результат. В ходе взаимоотношений в процессе игры и общения ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий