Автор описывает систему работы учреждения дошкольного образования по пропаганде основ безопасности жизнедеятельности. Многогранный опыт работы педагогов яслей-сада № 22 Лиды будет интересен воспитателям дошкольного образования, групп продленного дня и всем, кто стремится к формированию у воспитанников устойчивых представлений о правилах безопасного поведения.
Елена ШАВЕЛЬ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад № 22 г. Лиды»,
Гродненская область
В 2014 году на базе учреждения дошкольного образования был создан ресурсный центр «Первые шаги в мир безопасности». Основанием для этого стал накопленный педагогами опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основными целями деятельности ресурсного центра являются повышение качества дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников и создание системы методической поддержки педагогов по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников. Для реализации поставленных целей в учреждении дошкольного образования была оборудована и функционирует «комната безопасности», которая используется для проведения тематических бесед, игр, занятий с воспитанниками, практического закрепления полученных умений и навыков.
Ежегодно педагогами определяется направление деятельности ресурсного центра. Например: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в природе», «Формирование представлений дошкольников о пожарной безопасности», «Формирование правил дорожного движения» и другие. Затем составляется план работы на год, в котором работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей предусматривается посредствам взаимодействия трех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и детей.
Для повышения роста профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности дошкольников, для эффективной работы с воспитанниками используются разные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, памятки, рекомендации. В помощь педагогам для работы с дошкольниками в комнате безопасности собраны практические материалы: наглядно-демонстрационный материал (плакаты, иллюстрации), дидактические и развивающие игры по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в быту, на природе. Здесь имеются видео-и аудиопособия, оформлены тематические папки по ОБЖ, разработано перспективное планирование для детей 4–6 лет по формированию основ пожарной безопасности, имеется в наличии перечень учебных изданий по формированию ОБЖ.
Педагоги яслей-сада являются активными участниками всех конкурсов, организуемых управлением образования Лидского райисполкома. Так, в 2018 году мы приняли участие в фестивале «Безопасное детство», в номинации «Дидактическая игрушка». Творческой группой был создан лэпбук по пожарной безопасности. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Использование его в образовательном процессе способствует пониманию и запоминанию детьми информации по изучаемой теме, способствует закреплению сформированных у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Лэпбук – отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов с дошкольниками.
Результатом совместной работы учреждения дошкольного образования с Гродненским областным институтом развития образования стала опубликованная в 2017 году книга «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста», в которой в помощь педагогам собран практический материал для работы с дошкольниками.
В рамках деятельности ресурсного центра традиционными стали встречи дошкольников с сотрудниками МЧС, ГАИ, экскурсии воспитанников старшего дошкольного возраста в пожарную часть ПАСЧ-2, где дети знакомятся с работой пожарных-спасателей, пожарно-техническим оборудованием, практически могут закрепить свои знания о правилах пожарной безопасности.
Немаловажным аспектом в системе работы по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности является взаимодействие с семьей. Работа с родителями направлена на оказание помощи законным представителям воспитанников в вопросах формирования основ безопасности жизнедеятельности ребенка, осуществление консультативно-просветительской работы по повышению их ответственности в вопросах формирования основ ОБЖ.
В рамках работы ресурсного центра использовались такие формы работы, как родительские собрания с участием сотрудников ГАИ, МЧС; анкетирование, консультирование, беседы; приглашение на праздники и развлечения, спортландии, тематические дни и дни открытых дверей; участие в выставках рисунков, поделок, фотовыставках; оформление стенгазет, брошюр, памяток, папок-передвижек; информация сайта учреждения дошкольного образования. Большую роль для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности играют выпуски газеты «Островки безопасности» на различные темы: «Пожарная безопасность», «Говорим о безопасности вместе», «Безопасное поведение в природе», «Детский травматизм», «Безопасное лето». На страницах изданий освещаются интересные факты из жизни детского сада, даются рекомендации родителям, информация о проводимых в учреждении дошкольного образования мероприятиях по ОБЖ.
Работа с детьми по вопросам охраны жизни и здоровья осуществляется педагогами через специально организованную (занятия), а также нерегламентированную деятельность (беседы, игры, арт- и трудотерапия).
Творческой группой инициативных педагогов для работы с детьми в этом направлении в помощь коллегам разработаны конспекты занятий, игр, сценариев праздников, досугов, развлечений, экскурсий, авторские дидактические игры. Собрана подборка видеороликов, на носителях имеются познавательные мультфильмы по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Одной их форм работы с воспитанниками, которая нравится детям, являются театрализованные представления, инсценировки, которые воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) показывают детям младшей группы (от 3 до 4 лет). В репертуаре театральных постановок есть сказки на тему безопасности жизнедеятельности, авторами которых являются педагоги яслей-сада Е.Н.Николаенкова («Проказник Уголёк»), С.А.Белячкова («Приключение домовёнка Кузи»).
Важным условием формирования знаний и представлений о безопасном поведении является правильное построение предметно-развивающей среды, поэтому кроме комнаты безопасности на территории учреждения оборудована площадка по изучению правил дорожного движения. На ней имеются металлические дорожные знаки, светофор, на асфальте нанесена дорожная разметка. Ребята могут быть как пешеходами, так и водителями.
В соответствии с возрастными особенностями в каждой группе оформлены центры безопасности, в которых достаточно материала для проведения работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Здесь есть книги, альбомы по правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности, дидактические и развивающие игры, настольно-печатные игры, атрибуты к подвижным, сюжетно-ролевым играм, макеты улиц, где дети уже с младшего дошкольного возраста учатся моделировать свое поведение, имеются и развивающие коврики «Дорога», разработаны маршруты «Как я иду домой?».
Актуальным направлением методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования, родителей является внедрение информационных технологий в образовательный процесс, создание и наполнение сайта учреждения дошкольного образования. На официальном сайте яслей-сада № 22 создан отдельный раздел «Ресурсный центр по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников». В условиях дистанционного взаимодействия через наполнение разделов консультационными и практическими материалами, рекомендациями, фото- и видеоматериалами, обеспечивается оперативная методическая помощь участникам образовательного процесса по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста. Со страниц сайта педагоги и родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья дошкольников, их безопасности, о правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы, консультации по вопросам формирования основ безопасности у дошкольников.
И в заключение хочется сказать, что ресурсный центр в учреждении дошкольного образования закончил свою работу в августе этого года, однако деятельность его на протяжении всего времени способствовала созданию оптимальных условий для безопасности жизнедеятельности детей.
Воспитанники приобрели устойчивые представления о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице. Теперь дети соблюдают правила дорожного движения, осознают последствия невыполнения правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях. Результатом деятельности ресурсного центра стала налаженная работа по пропаганде основ безопасности жизнедеятельности в системе «Дети – родители – педагоги».