Работа с молодыми педагогами в «Школе становления молодого учителя»  

- 14:56Стиль работы, Школа молодого педагога

В «Школе становления молодого учителя» Мостовского района накоплен богатый опыт работы с новыми педагогическими кадрами. Используя современные методы и приемы работы, наставники помогают молодым коллегам открыть секреты успешной педагогической деятельности.

 Наталья ГАНЦЕВИЧ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мосты»
Гродненская область

 

 

Каждый год наши школы пополняются новыми педагогическими кадрами. Как радуются дети, когда в их класс приходят молодые учителя! Большинство выпускников педагогических вузов с желанием приходят в школу, потому что выбрали свою профессию по зову сердца, а не по проходному баллу. Как важно поддержать их, помочь в решении появившихся проблем.

Когда-то в далёком 1982 году я пришла учительствовать в Стрелецкую восьмилетнюю школу, где директором была Татьяна Малиновская. Опыта у меня не было, а желание быть хорошим учителем – огромное. И Татьяна Николаевна со своим маленьким коллективом приняла меня в школу, как в родной дом, где царили тепло, внимание, забота, поддержка. Я не чувствовала себя «желторотиком», а была такой же, как все учителя: опытной, мудрой и талантливой. Спасибо вам, мои дорогие наставники!

Имея за спиной большой стаж работы, теперь уже я сама оказалась в роли наставника и более десяти лет руководила «Школой становления молодого учителя» в Мостовском районе. Как приятно, когда к тебе приходят твои бывшие ученики, но уже в роли учителей! Хочется их всех взять под своё крылышко и поделиться накопленным опытом.

Молодые учителя хорошо знают свой предмет, знакомы с методикой проведения комбинированного урока, но на практике не все могут применить свои знания, справиться с нестандартными ситуациями. Поэтому первое занятие нашей «Школы становления молодого учителя» всегда посвящено одной теме: «Премудрости учительской деятельности». Мы пытаемся найти ответы на вопросы: как учить и чему учить детей на своих уроках, что «первостепеннее»: обучение или воспитание?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы исследуем первоисточники в виде педагогической публицистики, фрагментов из произведений выдающихся общественных и государственных деятелей, учёных, писателей, педагогов Древней Руси, Великого Княжества Литовского и России. Так, шаг за шагом, в спорах и рассуждениях приходим к познанию истины: как нельзя обучать, не воспитывая, так нельзя воспитывать, не обучая.

Главным в педагогической деятельности учителей всегда были такие правила:

– на воспитание активности не жалей ни времени, ни усилий;
– чаще используй вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить;
– знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;
– учи думать и действовать самостоятельно;
– развивай творческое мышление детей всесторонним анализом проблем через творческие задачи;
– обязательно учитывай индивидуальные особенности каждого ученика;
– постоянно интересуйся последними научными достижениями по своему предмету;
– поощряй исследовательскую работу учащихся;
– учи так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Для того чтобы правильно провести урок, необходимо знать все его составляющие: как сформулировать цели и задачи, какие выбрать формы и методы работы, как правильно распределить время для каждого этапа урока. Знать – мало, нужно уметь применить на практике эти знания. Кроме того, главной задачей современной школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы он, попадая в проблемную ситуацию, мог найти несколько способов её решения, причём выбрать самый рациональный способ, обосновав своё решение. Но как подготовить такого выпускника? Где найти тот золотой ключик, который открыл бы любую дверь в мир познания?

Вот тут-то на помощь нам приходят методы деловой и ролевой игры, баскет-метод, тренинги, дебаты, визуализация учебного процесса и множество других.

Деловые игры – метод организации активной деятельности, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности.

Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность учителя к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций молодые учителя имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам.

Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Метод визуализации способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой.

Занятия в «Школе становления молодого учителя» имеют чётко заданную практическую направленность. Мы дискуссируем, играем, решаем проблемные задачи, анализируем, готовим презентации, наглядный материал, защищаем проекты.

Большую помощь молодым педагогам оказывают опытные учителя. Их консультации помогают справиться с назревшими проблемами, а открытые уроки и мастер-классы доказывают, что невозможное – возможно, и предела мастерству нет!

В конце учебного года каждый молодой учитель представляет презентацию своей педагогической деятельности на «Фестивале творчества и талантов». Здесь и фрагменты проведённых уроков, и демонстрация своих творческих и педагогических успехов, и собственные наработки, и мнение учащихся об учителе.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий