Медуза и море. Рисование в техниках «монотипия» (отпечатывание) и «пуантилизм» (точечное рисование)

- 12:03Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»

 

 

 

Тема: «Медуза и море»

Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

Задачи:

– формировать умение использовать новые техники: «монотипия» и «пуантилизм»;
– закреплять умение рисовать пластиковой картой, ватной палочкой, шариковой ручкой с отработанным стержнем, пальчиком;
– продолжать формировать умение тонировать альбомный лист;
– продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа:

– рассматривание с детьми картинок с изображением разных видов медуз;
– просмотр на youtube видеосюжета «Медуза. Для детей. Познавательное видео» https://www.youtube.com/watch?v=pZaBj7F1J34

Оборудование:

– образец рисунка,
– магнитная доска,
– магниты.

Материалы:

– альбомный лист формата А4;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– кисточка №1, широкая плоская кисточка;
– файл;
– простой карандаш с ластиком;
– ватная палочка;
–  шариковая ручка с отработанным стержнем;
– колпачок (малый) от шариковой ручки;
– пластиковая карта;
– соль (крупная);
– акварельные краски;
– гуашь;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

             

 

Ход занятия

 I   Вводная часть

 1 Познавательная беседа

Загадать детям загадку:

Гриб прозрачный в море есть.
Только нам его не съесть.
Очень сильно обожжёт,
Если к нам он подплывёт. (Медуза)

Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрач­ны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры. Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Ее величина может быть с копеечку, а может и с зонтик летнего кафе. Медуза упруга, потому что наполнена водой, так же, как упруг надутый воздухом шарик. Медузы, живущие в холодных морях, почти все белого цвета. А вот медузы тёплых тропических морей окрашены ярко – розовые, зелёные, голубые, красные, жёлтые, иногда окраска этих медуз имеет вид рисунка. По краям у медуз имеются щупальца. Они могут быть короткими, длинными, редкими, густыми. В большей или меньшей степени все медузы ядовиты. Точнее, их щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Ожоги эти неприятны, но чаще всего безопасны.

 

2 Пальчиковая гимнастика «Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее –
Вот как гнуться мы умеем!

 

II Основная часть

1 Рассматривание образца рисунка

Определяем техники, которые использовались при рисовании. Предлагаем детям самостоятельно определить знакомые ранее техники. Заостряем внимание на новом способе тонировки альбомного листа в технике «монотипия» и рисовании медузы в новой технике «пуантилизм» ластиком простого карандаша, ватной палочкой, отработанным стержнем шариковой ручки.

 

2 Тонировка альбомного листа (рисование моря) в технике «монотипия»

1 Широкой кистью хаотично покрываем файл мазками акварельной краски голубого, синего, зеленого цветов. Не стоит бояться того, что краска по файлу «разбегается» и ложится неравномерно.

2 Накрываем файл альбомным листом. Проглаживаем руками. Снимаем альбомный лист. Можно это сделать протягивающим движением слева-направо.

3 Влажной широкой кисточкой можно подкорректировать плохо прокрашенные места, если таковые имеются.

4 Для создания более интересной фактуры влажный альбомный лист можно посыпать крупной солью.

5 Дать листу полностью высохнуть. Стряхнуть соль (для этого можно воспользоваться сухой кистью или салфеткой). Лист с изображением морской пучины готов.

 

3 Рисование медузы

1 На просохшем альбомном листе простым карандашом выполняем набросок зонтика медузы, поделенного на 3-4 сектора и ее щупалец.  Необходимо расположить зонтик немного под наклоном, чтобы придать медузе иллюзию движения. На этом этапе детям следует оказать помощь.

2 По контуру изображения зонтика ластиком простого карандаша ставим точки-отпечатки гуашью желтого цвета (цвета могут быть и другие). Сначала макаем кончик ластика в гуашь, затем печатаем точки (как «бусинки нанизываем на ниточку», одну за другой).

3 Внутри секторов выполняем более мелкие отпечатки ватной палочкой гуашью красного цвета.

4 Ватной палочкой ставим отпечатки на щупальцах медузы. Чередуем щупальца желтого и красного цвета.

5 Шариковой ручкой с отработанным стержнем ставим самые маленькие точки-отпечатки гуашью зеленого цвета.

6 Гуашью белого цвета при помощи жесткой кисточки делаем набрызг на зонтик медузы.

7 Кистью № 1 гуашью красного цвета рисуем щупальца-ниточки, придавая им легкий изгиб в сторону.

8 Заканчиваем рисование «хвоста» медузы повторением пункта №  6.

 

4 Физкультминутка «Медуза»

Дети становятся в круг. В центре круга находится «медуза» – педагог.  У него в руках кисточка с красной краской на хвостике, имитирующая щупалец. Дети вытягивают ладошки, а «медуза», дотрагиваясь кисточкой, пытается их «обжечь». Дети должны успеть убрать ладошки.

 

5 Рисование водорослей, камешков, пузырьков

1 На палитру (салфетку) наносим гуашь темно-зеленого цвета. Опускаем в гуашь пластиковую карту, выполняем ей движение вперед-назад, тем самым набирая краску на ребро карты.

2 От нижнего края альбомного листа быстрыми отрывистыми движениями снизу-вверх рисуем водоросли.

3 Акварельной краской коричневого цвета указательным пальчиком рисуем камешки, лежащие на морском дне.

4 На палитру наносим гуашь синего цвета. Макаем в нее колпачок шариковой ручки. Слева и справа от изображения медузы выполняем колпачком отпечатки – «пузырьки».

 

III Заключительная часть

Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.

 Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать ластиком простого карандаша, было ли им интересно выполнить изображение морской пучины при помощи файла, используя технику «монотипия», сложно ли это было, хотели бы они еще рисовать, используя новые техники. Если ребятам понравилось, и они захотят нарисовать что-либо дома, используя новые техники, то можно им предложить порисовать в домашних разукрашках. При этом не заштриховывать изображения, а заполнять их точечками, выполненными при помощи предметов, которыми мы пользовались при рисовании медузы. Так же предложить попробовать дома самостоятельно тонировать альбомный лист для последующих рисунков, используя при этом файл. 

Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий