Использование системы игровых упражнений для формирования навыка словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

- 19:25Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Автор предлагает игровые упражнения для обучения словоизменению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Игры предполагают отработку словоформ имен существительных по отдельным падежам единственного и множественного числа.

 

Светлана СОСНОВЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 12
для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Практика работы в специальном яслях-саду для детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, посещающих группы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют место сложные речевые расстройства. Формирование грамматического строя речи, в том числе и навыка словоизменения, у этой категории детей происходит с большими затруднениями. Так, у дошкольников наблюдаются трудности формирования навыка словоизменения имен существительных, которые отмечаются в проблемах дифференцирования существительных именительного падежа единственного и множественного числа, неумении употреблять беспредложные формы косвенных падежей единственного и множественного числа. Дети затрудняются в усвоении и использовании предлогов с формами косвенных падежей единственного и множественного числа.

Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то эффективнее всего работу по формированию навыка словоизменения имен существительных строить как раз на использовании системы игровых упражнений, которая позволит повысить эффективность коррекционной работы.

 

На этапе дифференцирования существительных именительного падежа единственного и множественного числа, следует учитывать очередь: слова с окончанием -ы (торт – торты; шарф – шарфы); слова с флексией -и (кошка – кошки, знак – знаки); существительные с окончанием -а (бок – бока, кольцо – кольца); формы с окончанием –jа (сын – сыновья); дифференцирование слов с разными окончаниями.

Игра «Кто прилетел – кто улетел».

Цель: закрепить умение дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование: мяч, картинки, пособие «Колесо-карусель».

Ход игры. Перед ребенком выставляются картинки, учитель-дефектолог просит показать картинку и ответить на вопрос: «Кто прилетел? Кто улетел?»

 

На втором этапе ведется работа над употреблением беспредложных форм косвенных падежей единственного числа. Начинается она с винительного падежа. В течение коррекционной работы над этим падежом учитывается изменчивость флексий, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому сначала отрабатывается значение одушевленности – неодушевленности. Дети выбирают среди картинок те, которые отвечают на вопрос кто? или что?. Затем уточняется, что на вопрос что? отвечают названия предметов, а на вопрос кто? – названия животных. Затем ведется работа над каждой флексией этой формы существительного с учетом порядка ее появления в онтогенезе, используя различные игры, одна из них:

«Кого ты нарисуешь?»

Цель: формировать умение употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа.

Оборудование: изображения дома, кокоса, ручки, доски, пальто, пособие «Колесо-карусель».

Ход игры. Учитель-дефектолог выставляет перед ребенком изображения и предлагает ему назвать, что или кого он нарисует.

 

Продолжается формирование беспредложных форм, работая над формой родительного падежа в следующей очередности: слова с окончанием -а /- я; существительные с флексией -и /-ы, подбирая интересные игры.

«Без чего?»

Цель: формировать умение употреблять форму родительного падежа единственного числа существительных.

Оборудование: картинки (акула без хвоста, жук без крыла, лиса без лапы, кот без уха, кастрюля без крышки, лейка без воды), пособие «Колесо-карусель».

Ход игры. Учитель-дефектолог говорит, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком поочередно выставляет картинки и просит сказать, у кого (чего) чего-то нет (у кота нет уха, у кастрюли нет крышки, у акулы нет хвоста).

 

Далее переходим к формированию умения употреблять существительные в дательном падеже. Обращаем внимание, что у существительных мужского и среднего рода флексия -у/-ю, а у существительных женского рода – окончание -е.

«Угощения»

Цель: формировать умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.

Оборудование: две серии картинок (первая серия – заяц, курица, волк, баран, козел, свинья; вторая серия – морковка, трава, желуди, мясо, зерно).

Ход игры. Учитель-дефектолог просит рассмотреть первую серию картинок. «Давай угостим этих животных. Для этого надо вспомнить, кто что любит. Кому дадим морковку? Кто любит траву? Или кому дадим мясо?».

 

Затем переходим к работе над умением употреблять существительные в творительном падеже, используя разнообразные игры, например:

«Что чем делают?»

Цель: формировать умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.

Оборудование: картинки и слова (нож, утюг, расческа, вилка, одеяло), пособие «Колесо-карусель».

Ход игры. Учитель-дефектолог выставляет картинки, просит показать картинку и ответить на вопрос: чем режут хлеб? Чем гладят белье? Чем расчесывают волосы? Чем едят гречку? Чем накрываются?

 

После того как дошкольники усвоили предлагаемый материал, переходим к третьему этапу – использование предлогов с формами косвенных падежей единственного числа. При проведении коррекционной работы учитывается, что предлоги используются с определенными падежными формами: предлоги в, на, за, под – с винительным падежом; предлоги по, к – с дательным падежом; предлоги у, с, из – с родительным падежом; предлоги за, над, под, перед – с творительным падежом. Сначала упражняемся с отдельным предлогом, затем дифференцируем.

 

Работу над формами косвенных падежей существительных множественного числа начинаем с беспредложных форм, потом работаем над употреблением предлогов с формами косвенных падежей. Определяем порядок падежей: дательный, творительный родительный, предложный. Внутри каждой формы падежа учитываем закономерности появления отдельных форм в онтогенезе. Для этого используем различные игры, одна из которых:

«Закончи предложение»

Цель: закрепить умение употреблять падежные конструкции существительных множественного числа.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры. Учитель-дефектолог читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Катя вяжет носки … (детям). Дедушка принес конфеты… (внукам). Коля раскрашивает… (красками) и т.д.

 

Формирование навыка словоизменения имен существительных – это длительный и трудоемкий процесс, но при использовании предлагаемой системы игровых упражнений даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию грамматической стороны речи дошкольников, преодолеть аграмматизмы.

 

 

Список литературы

1 Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова. – Минск : Народная асвета, 2015. – 111 с.
2 Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / сост. Ю.Н.Кислякова. Л.Н.Мороз. – Минск : НИО, 2007. – 280 с.
3 Дудочкина, О.А. Недостатки формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А.Дудочкина // Логопедия. – 2015. – № 4. – С. 24–27.
4 Кислякова, Ю.Н. Ребенок и общество: способы познания окружающего мира детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для педагога учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Ю. Н. Кислякова. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. – 139 с.
5 Лалаева Р.И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб. : Союз, 2014. – 160 с.
6 Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи / Н.В.Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 624 с.
7 Сапрыкина О.В. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.В.Сапрыкина, Л.Н.Витязь, С.Я.Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 512–514.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий