Автор рассказывает о комплексе театрально-игровой деятельности, который помогает в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями.
Ольга РОМАНОВА,
воспитатель
ГУО « Лельчицкий районный ЦКРОиР»,
Гомельская область
Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра. Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театрализованную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры и речи.
У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями отсутствует умение вступать в диалогическую речь. Нахождение ребёнка в учреждении на протяжении дня избавляет его от необходимости позиционирования себя в обществе и общения с новыми людьми. Занятия и другие виды деятельности недостаточно способствуют их успешной адаптации к обществу. Я решила эту проблему через апробированный комплекс театрально-игровой деятельности.
Для того чтобы дети играли с интересом, провожу большую предварительную работу: экскурсии, наблюдения, чтение литературных произведений, рассмотрение иллюстраций, заучивание четверостиший и отрывков из литературных произведений, беседы, просмотр мультфильмов, изготовление и подбор различных атрибутов. Использую театрализованную куклу Бибабо для регулирования поведения детей.
Традиционные приёмы воспитания, в силу особенностей внимания детей с интеллектуальной недостаточностью, носят своеобразный характер. Поэтому, чтобы организовать русский народный хоровод, применяю внешние опоры (обручи, ленты и т. п.). С их помощью дети фиксируют своё местоположение. Распределяя роли, обязательно учитываю возможности детей, и каждый ребенок получает свою роль. Тексты для героев стараюсь не перегружать словами, фразы для заучивания беру краткие и понятные, сюжеты – из знакомых сказок. В итоге всей проделанной предварительной работы у нас получаются полноценные представления.
Театрализованные игры на бытовые сюжеты являются хорошей основой для социализации обучающихся. За время работы мною были проведены: «Святки-колядки», «Масленицу встречаем», «Пасха», «Шоу-ассорти». Игры на патриотические темы: «Красная Армия всех сильней». Игры на производственные темы: сюжетно-ролевая игра «Магазин», «В поликлинике», «В аптеке», «Вызов скорой помощи».
В начале нашей театральной деятельности родители чаще всего были пассивны, поэтому я стала привлекать их для изготовления атрибутов, костюмов, декораций. Все это способствовало раскрепощению не только родителей, но и детей. Участие в театрализованных постановках содействовало формированию умения сопереживать и помогать друг другу, делиться эмоциями и позитивным настроением.
Таким образом, применение театрализованной деятельности в моей работе оказывает положительное влияние на развитие не только психических и речевых функций ребенка, но и помогает адаптироваться в обществе, понять чужие эмоции и проявить свои.