Работа с поликодовыми текстами на уроках русского языка как средство развития связной устной и письменной речи у учащихся на первой ступени общего среднего образования

- 18:20Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

В материале рассматриваются приёмы работы с поликодовыми текстами на уроках русского языка в начальной школе. Работа с языковыми единицами, где есть сочетание вербальных и невербальных компонентов, способствует развитию связной устной и письменной речи у учащихся, формирует познавательный интерес учащихся на уроках.

 

Мария ИЛЬИЧЁВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»
Гомельская область

milichyova@list.ru

 

 

 

В образовательном стандарте начального образования говорится: «Предметные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования выражаются в том, что учащиеся по учебному предмету «Русский язык» должны уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме, уметь выделять, сравнивать различные языковые единицы» [1, с. 23].

Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками, развивать их речь в широком смысле слова [2, с. 32].

Одной из задач обучения школьников русскому языку в рамках коммуникативно-речевой компетенции является развитие связной устной и письменной речи учащихся.

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, грамотным оформлением мысли, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы [3, с. 21].

Одной из форм работы по развитию связной устной и письменной речи является работа с поликодовыми текстами. Осуществляя работу с такими текстами, учащиеся организуют, сравнивают, проводят анализ, перерабатывают данные, представленные в информационных объектах; отбирают наиболее значимую и лишнюю информацию, выполняют смысловое сокращение выбранных сведений.

Поликодовый текст – это высказывание, в котором информация закодирована семиотически гетерогенными средствами – вербальным и визуальным компонентами. При интеграции этих компонентов, наблюдается взаимозависимость составляющих в содержательном и в формальном аспектах [4, с. 71].

Поликодовые тексты – это диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

Считаю, что разнообразные типы таких текстов целесообразно использовать на разных этапах обучения, но особенно актуальны они в начальных классах, поскольку дети младшего школьного возраста ориентированы преимущественно на перцепцию невербальной информации.

 

На уроках русского языка использую следующие приёмы работы с поликодовыми текстами.

1 Приём «Конструктор»

Учащиеся создают собственный мнемонический рисунок. При работе над рисунком ребёнок подмечает главные детали, находит реальную форму для передачи своего переживания. Этот приём помогает запомнить правила, способствует их быстрому запоминанию.

Предлагаю следующие этапы работы с ассоциативными рисунками:

– анализ учащимися рисунков, предложенных в учебнике или подобранных специально учителем;
– работа по «оживлению» рисунка (правила) с целью сделать его образным, более понятным.

Примеры

1) При изучении темы «Предлог» во 2-м классе сначала предлагаю учащимся рассмотреть рисунок «Предлоги». Дети связывают рисунок с правилом написания предлогов со словами. Героями правила называют предлоги, перечисляют их, формулируют правило.    

Рисунок 1 Написание предлогов со словами

Затем мы дополняем информацию лингвистической сказкой:

   Жили в стране Морфологии предлоги. Они были такими буянами и хулиганами, что однажды так сильно повздорили с существительными, что те затаили обиду на задир. Когда с предлогами ставились существительные, они отходили от них так далеко, что прилагательные помещались между ними.     
   Предлоги поссорились с обидчивыми словами.
   Они переехали в другой город и даже перестали разговаривать с бывшими соседями.
   Постепенно они совсем отдалились друг от друга.
   В результате, предлоги стали отдельными словами.
  Делать нечего. Поскольку такой спор был навсегда, они решили включить это событие в книгу правил. Так и появилось правило: предлог – это слово, и с другими словами всегда пишется отдельно.

 

2) В 3-м классе при изучении темы «Правописание предлогов и приставок» после введения информации о том, чем различаются приставки и предлоги, предлагаю детям рассмотреть рисунок, ответить на вопрос: что общего между рисунком и рассказом о приставке? (рассказ о приставке был проанализирован ранее).




Рисунок 2. Написание приставки и корня

 

Учащиеся передают содержание рисунка, определяют правило написания приставки с корнем.

Далее предлагаю детям рассмотреть рисунки, сравнивая приставки и предлоги:

Входить в дом  
Отходить от дома
Извлекать из коробки  
Подберезовик под березой

Рисунок 3. Приставки и предлоги

 

Учащиеся объясняют разницу в правописании приставок и предлогов.

 

2 Приём иллюстрирования

Этот приём часто использую при изучении фразеологизмов.

Учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы русской речи. Здесь важно помнить о том, что подбор фразеологизмов для такого рода работы должен быть очень тщательным, доступным для понимания детьми.

Также, предлагаю заменить объяснение фразеологическим оборотом. На рисунке 4 представлено упражнение, направленное на обогащение словарного запаса учащихся путём усвоения фразеологизмов.

Рисунок 4. Фразеологизмы

 

Часто использую игру «Картинная галерея». Например, по рисунку отгадай фразеологизм:

Рисунок 5. Фразеологизмы в картинках

 

Цель этой игры – показать учащимся недопустимость буквального понимания устойчивых выражений.

 

3 Работа с облаком слов

Для создания облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.

Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов, и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, по данным словам определить тему сегодняшнего урока.

 

Работа с поликодовыми текстами на уроках русского языка актуальна на всех этапах обучения. В процессе работы с такими текстами развиваются умения ориентироваться в разнообразных источниках информации, адекватно воспринимать её и перерабатывать в соответствии с поставленными задачами общения.

 

 

Список литературы

1 Образовательный стандарт среднего образования, утверждённый постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 г. № 125.
2 Концепция учебного предмета «Русский язык». I ступень общего среднего образования (для общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения) // Образовательный портал www.adu.by / Национальный ин-т образования.
3 Яцушко, Н.Л. Эффективные методы и приёмы развития речи младших школьников / Н.Л.Яцушко // Пачатковае навучанне. – 2017. ‒ № 12 – С. 42–43
4 Анисимова, Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // ВЯ.,1992. – № 1. с. 71–77.

 

* Данная авторская работа, опубликованная в МЦНП «Новая наука», размещена в Научной электронной библиотеке eLIBRARY https://s6831701.sendpul.se/sl/MjQzNTczMjM5/f58e5eb4909a0e3406651ee11c491d4bs1

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий