Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгонь»,
Гродненская область
Лэпбук – самодельную папку с кармашками, окошками, подвижными деталями – можно активно использовать на уроках биологии по обобщению и систематизации материала.
На уроках биологии в 7-м классе учащиеся изучают отделы царства растений по определённой схеме: особенности строения, жизненный цикл, разнообразие, значение в природе и применение в жизни человека. Весь материал по отдельной теме можно собирать и оформлять в форме лэпбука. Многим ребятам нравится такой творческий подход к изучению биологии, и они активно включаются в процесс. На итоговом занятии представление своей работы даёт детям возможность не только правильно и последовательно изложить материал, но и получить более высокую отметку.
Примером может служить последний урок второй четверти по теме «Обобщение и систематизация знаний по главе «Споровые растения». Учащиеся заранее готовят лэпбуки на тему «Мхи», «Папоротники», «Хвощи» либо «Плауны». Свои работы они представляют классу, рассказывая и показывая подготовленный материал. Рассматривание папки помогает освежить в памяти изученные вопросы по сложным темам: цикл размножения кукушкина льна, особенности строения хвоща полевого, разнообразие папоротников. Кроме того, представление своей работы способствует развитию речи учащихся, способности запоминать и усваивать прочитанную информацию.
В лэпбуке обязательно должна присутствовать дополнительная информация. Например, цифры и факты по теме или классификация и представители какого-либо из отделов мхов, папоротников, хвощей, плаунов, о которых нет информации в учебнике. Благодаря такому подходу, все учащиеся класса расширяют свой кругозор по теме «Споровые растения».