Конспект воспитательного мероприятия «Questoria: Потерянный рай»

- 11:01Воспитательная работа, Сценарии

Автор предлагает разработку приключенческой игры, нацеленной на привлечение внимания детей к проблемам экологической безопасности, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе. В основе игры лежит проблема исчезновения уникальных природных территорий под воздействием антропогенной нагрузки на примере территории «Гродненского моря». Сюжет игры создан по мотивам саги Дж.Роулинг о Гарри Поттере.

 

Наталья ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии и химии
ГУО «Свислочская средняя школа»
Гродненского района

 

 

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие разработано с целью привлечения внимания обучающихся к проблеме сохранения уникальной природной территории, образовавшейся в пойме реки Свислочь. Эта территория на протяжении многих лет являлась зоной отдыха для местных жителей и отдыхающих из г. Гродно. Однако в связи со строительством Гродненской ГЭС неповторимый колорит нашей реки был сильно видоизменен и на данный момент подвергается сильнейшей антропогенной нагрузке со стороны отдыхающих.

Актуальность данного мероприятия заключается в необходимости сохранения биоразнообразия поймы реки Свислочь, а также в соблюдении чистоты и порядка в рекреационных зонах «Гродненского моря».

Основной акцент делается на особенностях местной территории аг. Свислочь, изменении видового разнообразия растительного и животного мира, вызванного антропогенным воздействием.

Для повышения заинтересованности участников мероприятия в структуре присутствуют элементы игровой деятельности (форма проведения мероприятия: questoria).

Особенностью данного занятия является его практикоориентированность по благоустройству местности, где проживают обучающиеся.

Разработка направлена также на изучение территории родного края, воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Возраст участников: 11–16 лет.

Воспитательное мероприятие создано по мотивам саги о Гарри Поттере Дж.Роулинг.

Предварительная подготовка: разбивка территории агрогородка на точки, их декорация под определённую тематику, подготовка костюмов для сопровождающих команды (Гарри, Рон, Гермиона), создание карты (маршрута движения по территории агрогородка), подготовка заданий на каждую из семи точек пребывания, инвентарь для наведения порядка на территории.

Цель мероприятия: привлечение внимания к проблемам экологической безопасности, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков.

Задачи:

– развитие познавательного интереса и творческого потенциала личности каждого обучающегося;
– формирование ценностных экологических ориентаций;
– ознакомление с нормами поведения в природе, экологическими проблемами современности, путями и средствами их решения;
– вовлечение учащихся в практическую природоохранную и игровую деятельность;
– формирование активной жизненной позиции.

Форма проведения: questoria (приключенческая игра)

Ученики делятся на три команды, каждую из которых сопровождает один из героев саги: Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Рон Уизли. Каждая команда получает карту, на которой указан путь движения к банку «Гринготтс», где спрятан клад. По прибытии на место, указанное на карте, команда получает задание. Участникам нужно быстро и четко выполнить его. Если задание выполнено, команда может двигаться дальше. Если команда не может выполнить задание, она может попросить помощи у сопровождающего команду, произнеся соответствующее заклинание. Игра продолжается до тех пор, пока все команды не достигнут банка «Гринготтс» (находится в здании усадьбы).

 

Ход мероприятия

 

Чем больше в своей жизни
ты заботишься или беспокоишься о чём-то,
тем сложнее это терять.

Гарри Поттер

 

Учитель (в роли директора Альбуса Дамблдора): Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в необычной игре-квестории «Потерянный рай». Вам предстоит пройти шесть точек, на каждой из которых вы должны будете выполнить определенные задания, где вы научитесь работать в одной команде, совместно принимать решения, сотрудничать и помогать друг другу. Итак, начинаем с точки «Косой переулок» (по карте – Современная площадка для отдыха).

Учитель: Команды придумали уже свои названия, выбрали старосту и готовы приступить к испытаниям!

Условия прохождения игры:

Каждая команда получает карту, на которой указан путь к банку «Гринготтс». Карта волшебная, её движение невозможно предугадать, но ваши сопровождающие при помощи соответствующих заклинаний помогут вам избрать правильный путь. Они же будут помогать вам в выполнении заданий. По прибытии на место мэтр (определённый персонаж из книги) выдаст вам задание. Нужно быстро и четко выполнить его. Если задание выполнено, вы получаете золотую монету для входа в банк «Гринготтс» (вы должны собрать 5 монет).

Мэтр имеет право назначать штрафные очки за:
     1) недисциплинированное поведение на остановках и в пути;
     2) несвоевременное прибытие и задержку других команд;
     3) грубое отношение к окружающим.

 

ПЕРВАЯ ТОЧКА

Необходимо перейти по камням на другую сторону парка.

Сложность задания: камни неустойчивы, внезапно могут появиться дементоры, которые сбивают с пути (дементоры – специально подготовленные старшеклассники).

Примечание: С одной стороны парка находится коллаж с фотографиями прибрежной территории реки Свислочь до строительства ГЭС, с другой – после строительства. На втором коллаже сделана надпись «Наш потерянный рай…».

 

ВТОРАЯ ТОЧКА. Форт секретов

Участники должны разгадать ребус и расшифровать криптограмму экологической тематики.

 

ТРЕТЬЯ ТОЧКА. Привал

Участники должны ответить на вопросы. Учитывается также скорость выполнения.

1 Чем можно продезинфицировать воду в лесу?
     а) корой березы;
     б) смолой сосны;
     в) ветками рябины;
     г) листьями ольхи.

2 Консервные банки, чтобы они не являлись источником микробов, после использования нужно:
     а) промыть;
     б) прокалить;
     в) повесить на дерево;
     г) зарыть.

3 Что не нужно при разведении костра:
     а) топор;
     б) бумага;
     в) спички;
     г) песок.

4 Днем в самую жару паук вышел на охоту. Это значит:
     а) погода будет жаркой еще несколько дней;
     б) погода скоро переменится;
     в) через некоторое время пропадут комары и мошки;
     г) просто есть хочет.

5 Рядом с местом стоянки в походе – ручей сомнительной чистоты и болотце. Откуда вы будете брать воду для приготовления пищи?
     а) из ручья;
     б) из болотца;
     в) из специально вырытой ямки возле болотца;
     г) в магазине.

6 Какого типа костра не существует?
     а) поленница;
     б) звезда;
     в) морской;
     г) таежный.

7 Внезапно разразилась сильная гроза. Ваши действия:    
     а) прячетесь под дерево;
     б) прячетесь под навес скалы;
     в) спокойно продолжаете свой путь;
     г) ищете не выделяющееся на местности укрытие.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ТОЧКА. Парк

Мозговой штурм: В нашем парке вырубили старые деревья. Распиленные на части, стволы так и остались лежать на земле: вывести их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Контрольное решение: Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, где имеются дома с печным отоплением, – дрова они вывезут сами.

 

А сейчас с помощью наших сопровождающих мы с вами осуществим очистку парка от «злых» и ненужных предметов (мусора).

Сопровождающие произносят заклинание: Акцио, мётлы!

Акцио – манящие чары. Притягивают к себе предметы. Употребляется как в чистом виде («Акцио»), так и с указанием предмета, который надо притянуть («Акцио, мётлы»).

После заклинания участники убирают мусор на обозначенной для каждой команды территории парка.

 

 

ПЯТАЯ ТОЧКА. “QUEST-ROOM”

В усадьбе находится тайная комната, в которой участникам необходимо найти по подсказкам ключ и выбраться из запертой комнаты.

 

ШЕСТАЯ ТОЧКА. Банк «Гринготтс»

По прибытии в банк за новое задание необходимо заплатить 5 монет, заработанных ранее.

Командам предлагается придумать и обосновать проект защиты и охраны уникальной территории Гродненского моря от антропогенного воздействия под лозунгом: «Вернём Потерянный рай!»

Учитель (Альбус Дамблдор): Чтобы все ваши проекты осуществились, нам нужно всем вместе произнести защитное заклинание для сохранения и возобновления нашего «Потерянного рая».

Все участники (вместе): Репеллум максима! Фианто Дури! (повторяется трижды). Сальвио гексиа. Фианто Дури!

Сальвио гексиа – защитное заклинание, делает местность невидимой.

Репеллум максима, Фианто Дури – мощное защитное заклинание, укрепляющее действие сопутствующих защитных чар.

Учитель (Альбус Дамблдор): Наша игра подошла к своему завершению. Уважаемые команды, вы проделали нелёгкий путь, прошли все испытания, теперь настало время узнать, какое сокровище ожидает вас в самом главном сейфе «Гринготтса» (все участники получают шоколадные фигурки героев саги о Гарри Поттере).

Мы желаем вам хороших выходных и чудесного отдыха на природе!

 

 

Приложение

Маршрут передвижения по историческому парку:

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий