Воспитательный потенциал учебного предмета «Химия». Примеры задач  

- 8:37Методичка, Химия. Материалы к урокам

 

Наталья САВКО,
учитель химии 
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

sawko.ivan@yandex.ru

 

 

 

Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если человек проявляет плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или, скорее, его отсутствием. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен чётко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука даёт различные трактовки понятия «воспитания». Однако наиболее верным является предложенное Х.И.Лейметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности» [1, с. 5].

В настоящее время проблема воспитания занимает важное место в вопросах образования. К этой проблеме непосредственное отношение имеет и школа, поскольку является одним из социальных институтов общества. Казалось бы, дети в школе изучают только конкретные предметы, а процессом воспитания занимается классный руководитель. Согласитесь, помимо того, что учитель дает детям знания, он также создаёт хорошее учебное настроение в классе, затрагивает вопросы более общие, чем его конкретный предмет, тем самым влияет на развитие личности.

Многие люди считают, что воспитание учащегося осуществляется только в рамках гуманитарных предметов, таких, например, как русская и белорусская литература, история. Взаимодействие между учителем и учеником, общение самих учеников, а также формирование общего мировоззрения происходит не только на уроках гуманитарных предметов, но и на занятиях по каждой дисциплине. И химия также входит в этот список.

Химия как школьный предмет отличается спецификой, разнообразием материала, а, следовательно, и многообразием методов и способов обучения, которые может реализовывать учитель химии на своих уроках.

Учебной программой по учебному предмету «Химия» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов:

– стремление к формированию нравственных ценностных ориентаций;
– готовность и способность к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству;
– потребность в самореализации и самосовершенствовании;
– стремление к непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе учета своих возможностей, способностей и интересов;
– стремление руководствоваться правилами охраны окружающей среды и рационального природопользования;
– следование принципам здорового образа жизни.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за достижения белорусского народа; способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.

Реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» будет способствовать использование следующих приемов:

– установление межпредметных связей химии с другими науками: историей, географией, математикой, физикой, лингвистикой;
– изучение материалов о научных открытиях, личностных качествах и заслугах ученых, в том числе белорусских;
– включение в содержание учебных занятий материала, позволяющего раскрыть сущность экологических проблем и способы их решения: о предельно допустимой концентрации опасных веществ; об источниках загрязнений и мерах по обеспечению экологической безопасности; о замене традиционных химических производств технологиями «зеленой химии»;
– формирование навыков грамотного и безопасного обращения с веществами, необходимыми в повседневной жизни: знакомство с информацией о веществах бытовой химии, опытах с ними;
– включение в содержание уроков информации о развитии химической науки в нашей стране, роли химической промышленности в экономике Республики Беларусь;
– демонстрация важности химических знаний в выборе профессии, связанной с химией, и раскрытие перспектив данного выбора [2, c. 144].

При подготовке к урокам можно составлять различного вида теоретические задания и расчётные задачи, используя дополнительную литературу и материалы интернета. При подготовке к уроку хочется всё-таки максимально экономить время, но и предлагать интересные и занимательные задания детям.

Хочу особо посоветовать в помощь учителям химии материалы изданий, указанных в списке источников, – 3, 4 и 5. Использование предлагаемых материалов рассчитано на реализацию главных целей и задач учебного предмета «Химия» [5, c. 6]. Соответственно, каждый учитель может использовать материал этих пособий, дополняя вопросами, которые будут интересны и увлекательны детям. Эти книги содержат много готовых заданий, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Мне нравится некоторые задания дополнять информацией из курса биологии, географии, физики, математики. Например, изучая раздел «Важнейшие классы неорганических соединений» в 8-м классе и используя задачи изданий, можно внести информацию о фабриках и заводах нашей страны или о городе, в котором мы проживаем.

 

Примеры некоторых задач, которые я использую для реализации воспитательного потенциала через содержание учебного предмета «Химия»

   1. По области применения фосфорная кислота просто уникальна. Её используют повсеместно, начиная с пищевой промышленности и заканчивая производством удобрений. Даже во всеми любимой кока-коле содержится достаточно много фосфорной кислоты, поэтому, опустив в стакан с напитком ювелирное украшение, можно избавиться от налёта и загрязнений на нём. Получают фосфорную кислоту на Гомельском химическом заводе. Какая масса фосфорной кислоты может быть получена при взаимодействии воды массой 10,9 с соответствующим оксидом? [4, c. 1]

Эту задачу можно дополнить информацией:

   «Основными задачами ОАО «Гомельский химический завод» являются обеспечение потребностей населения Республики Беларусь, а также частичное удовлетворение зарубежных рынков, в минеральных удобрениях, средствах по защите растений, прочей химической продукции, повышение их качества и конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках, создание условий для успешного экономического развития предприятий и удовлетворения социальных нужд трудовых коллективов.
   В состав предприятия входят производства: серной кислоты, фосфорной кислоты, минеральных удобрений.
    ОАО «Гомельский химический завод» выпускает более 20 видов продукции, многие из которых по качественным показателям соответствуют зарубежным аналогам.
    Для почв Беларуси разрабатываются специальные марки удобрений, содержащие все основные питательные вещества.
  До 50 % продукции от всего объема производства поставляется на внутренний рынок предприятиям сельского хозяйства и промышленности, оставшаяся часть продукции экспортируется в основном на рынки соседних стран: Латвии, Литвы, Польши, Украины, России и др.» (По материалам https://www.belfert.by).

 

   2. Хлорид натрия – обязательный компонент большинства блюд на столах разных народов мира. Присаливая пищу, люди насыщают организм натрием и хлором. В других природных источниках они встречаются довольно редко, но являются очень важными элементами, отвечающими за работу нервной системы, сократительную способность мышц, нормализуют секрецию желудочного сока и поддерживают водный баланс организма. Именно поэтому вкусовые центры мозга, анализирующие пищу, воспринимают хлорид натрия и сигнализируют об этом.

Предложите три способа получения хлорида натрия. [4, c. 28]
Где в нашей стране добывают хлорид натрия?

Дополнительная информация к задаче:

   «ОАО «Мозырьсоль» – белорусское предприятие по производству поваренной соли, расположенное в городе Мозыре Гомельской области.
      Первая продукция была выпущена в декабре 1982 года. В 1997 году комбинат преобразован в открытое акционерное общество «Мозырьсоль».
   Предприятие использует Мозырское месторождение каменной соли в пяти километрах южнее города, сформировавшееся в позднедевонский период. Соль залегает пластами на глубине 699–734 метра и содержит 81–99 % NaCl и 0,4–3,5 % нерастворимых остатков. Промышленные запасы в 1999 году оценивались в 600 млн тонн» (Материал из Википедии).

 

   3. Кислотные дожди появляются, когда с атмосферным и водяным паром соединяются оксиды серы и азота. Эти оксиды выбрасываются в окружающую среду металлургическими предприятиями, электростанциями, автомобильным транспортом. Кислотные дожди повышают кислотность почвы. Большинству растений это вредит. Существует совсем немного растений, способных расти на кислых почвах без ущерба для себя.

Дайте характеристику сернистому газу, ответ подтвердите уравнениями химических реакций [4, c. 18].

Ответ: Сернистый газ является типичным кислотным оксидом.

Сернистый газ реагирует с основаниями с образованием гидросульфитов (кислые соли) и сульфитов (средние соли):

SO2 + NaOH = NaHSO3 – гидросульфит натрия
SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O – сульфит натрия

реакции сернистого газа с основными оксидами:

SO2 + CaO = CaSO3
SO2 + K2O = K2SO3

с водой образует сернистую кислоту, которая существует только в растворе и относится к двухосновным кислотам:

H2O + SO2 ↔ H2SO3

 

 4. Водными ресурсами Беларусь обеспечена достаточно хорошо. На её территории насчитывается около 11 тысяч озёр и свыше 20 тысяч рек.

Река Пина – одно из главных богатств Пинска, является левым притоком Припяти. Протяжённость – 40 км. Воды текут неспешно и медленно, причём в черте города иногда наблюдается обратное течение. Берега у Пины низкие, местами заболоченные. Учёные следят за состоянием реки уже практически столетие: гидрологические сведения начали собирать ещё в далёком 1922 году.

Река Пина характеризуется более низкой минерализацией воды, чем реки северной и центральной части нашей страны. Объясните такое явление. Предложите формулы веществ, которые могут содержаться в воде.

Речные воды Беларуси характеризуются следующим химическим составом: более высокая минерализация вод характерна для северной и центральной провинций и низкая – для южной. В водах южной провинции увеличивается содержание отдельных элементов в связи с осушительной и химической мелиорацией почв и относительно хорошей миграционной способностью растворимых соединений в песчаных породах почв. В северной и центральной провинциях глины и суглинки задерживают миграцию элементов. По материалам сайта https://geo.bsu.by.

 

   5. Культура питания – это не только чистый стол и посуда, умение пользоваться ножом и вилкой. Это прежде всего сознательное и правильное применение в повседневной жизни принципов рационального питания. Задумывались ли вы, почему, например, японцы живут долго?

Одной из причин долголетия является широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, для поддержания здоровья человека и продления его жизни.

 

   6. Это химическое вещество многие знают под бытовым названием «горячий лёд». На самом деле это соль уксусной кислоты. Данное вещество широко распространено в природе. Оно имеется в составе многих клеток растительного и животного происхождения, поэтому его можно обнаружить во многих фруктах и ягодах. Соль уксусной кислоты применяют в различных отраслях. Так, в пищевой промышленности его используют в качестве консерванта под обозначением Е262. Сегодня производство некоторых продуктов питания без него не обходится.

Определите символ металла, если ацетат металла (степень окисления + 1) химическим количеством 0,25 моль содержит 6,321 ∙ 1024 электронов.

          (Ответ: натрий) [5, c. 67]

 

В рамках профориентации на уроках химии в каждом разделе можно познакомить учащихся с различными профессиями, которые связанны с химией.

Тема «Строение атома и периодический закон» – учёный-химик, химик-ядерщик; тема «Основные понятия и законы химии» – лаборант химической лаборатории, лаборант химического анализа; тема «Химические реакции» – химик-технолог, эколог; тема «Растворы» – провизор, фармацевт; тема «Металлы» – металлург, гальваник и т. д.

Взяв за основу это направление, можно организовать поисковую работу по сбору информации, касающейся различных профессий с учётом местной специфики. Учащиеся могут подготовить сообщения с картинками, презентации, виртуальные экскурсии.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета можно использовать также активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловую игру, мозговой штурм, дискуссии, решение практико-ориентированных задач.

В воспитательном плане такая работа поможет детям осознать важность химии для человека, увидеть результаты грамотного и остроумного использования знаний, а значит, и обеспечит осознанность учения.

 

Список литературы

1 Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5–11 классы / Н.И.Дереклеева. – М : ВАКО, 2004. – 272 с.
2 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».
3 Сеген, Е.А. Домашний химический эксперимент / Е.А.Сеген, Т.М.Калькова, С.П.Шух. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019. – 80 с.
4 Химия.7–9 классы: дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.Я.Аршанский, А.А.Белохвостов [и др.] ; под ред. Е.Я.Аршанского. – Минск : Аверсэв, 2019. – 126 с.
5 Химия. 11 класс: дидактические и диагностические материалы: (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.Я.Аршанский [и др.] – Мозырь : Выснова, 2021. – 118 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий