Ольга БУРОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Одним из важнейших направлений развиия воспитанника дошкольного возраста является речевое развитие. Чем успешнее развивается речь ребёнка, тем больше у него возможностей в общении с другими людьми и в познании окружающего мира. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям детей дошкольного возраста. Положительное влияние использования игровых приёмов в работе очевидно. Прочное место среди методов обучения и воспитания занимает дидактическая игра. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме. Исходя из вышесказанного, возник интерес к созданию пособия по развитию речи, которое было бы удобно, информативно, соответствовало возрастным требованиям, требованиям учебной программы, а также нравилось детям, соответствовало их интересам.
Лэпбук «Игралочка» – интерактивное пособие, в котором собран материал, направленный именно на речевое развитие воспитанников старшей группы. Дидактический материал, собранный в пособии, направлен на пополнение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. Лэпбук «Игралочка» может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Упражнения, которые представлены детям в виде игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Лэпбук изготовлен своими руками. Каждая игра находится в отдельном кармашке. Наполняемость необходимо периодически менять, дополнять.
Игры, представленные в пособии
«Противоположности»
Цель: формировать умения подбирать слова, противоположные по смыслу, и правильно их произносить.
Предлагается подобрать к заданной картинке изображение, противоположное по смыслу, и назвать.
«Скажи правильно (предлоги)»
Цель: формировать умения употреблять в речи предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.
С помощью изображения на картинке ребёнок составляет словосочетание или предложение, правильно употребляя предлоги.
«Составь описательный рассказ»
Цель: формировать умения составлять описательные рассказы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов.
Воспитанникам предлагается составить рассказ-описание на разную тематику (об овощах, фруктах, ягодах, грибах, деревьях, животных, одежде, посуде, профессии, времени года) с помощью схем-мнемотаблиц.
Мнемотаблицы «Скороговорки»
Цель: развивать умения различать, сравнивать, анализировать громкость голоса, темп речи, интонацию, развивать чувство рифмы, речевое дыхание.
Воспитанникам предлагаются карточки-мнемотаблицы со скороговорками для успешного запоминания и воспроизведения текста.
«Установи последовательность»
Цель: формировать умения находить закономерность, сочинять сюжетные рассказы по картинкам, строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования.
Воспитанникам предлагается по четыре картинки на одну тему. Необходимо найти закономерность и составить рассказ. В качестве усложнения можно предложить придумать события, предшествующие изображённому на картинке, и последующие.
«Чистоговорки»
Цель: развивать умения чисто и правильно произносить все звуки родного языка.
Предложены карточки с картинками, с помощью которых воспитанники вспоминают знакомые чистоговорки либо придумывают свои.
Важная задача – заинтересовать воспитанника. Только положительная мотивация способствует эффективной работе, что приводит впоследствии к желаемому результату.