Наталья МАТОНИС, учитель географии
ГУО «Радунская средняя школа» Вороновского района,
Гродненская область
Цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
– знать понятие «атмосфера»; состав атмосферного воздуха;
– уметь характеризовать состав, строение атмосферы и озонового слоя;
– называть и характеризовать слои атмосферы
Задачи
– обучающая: усвоить понятие «атмосфера»; сформировать представление о составе, строении и значении атмосферы; уметь характеризовать состав и строение атмосферы.
– развивающая: содействовать дальнейшему развитию географической культуры учащихся, аналитического и творческого мышления, практических умений работать с атласами; активизировать познавательную деятельность учащихся.
– воспитательная: средствами материала урока способствовать развитию интереса к происходящим процессам в атмосфере, воспитанию коммуникативных навыков, культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности (умение слушать, доброжелательно относиться друг к другу, работать в парах, в группах).
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, практический, объяснительно-иллюстративный, интерактивные, частично-поисковый, демонстрационный опыт.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебное пособие и географический атлас для 6 класса, презентация, видеофрагмент; раздаточные карточки с заданиями для работы в парах, группах; тесты и задания с помощью сервера LearningApps.org .
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: интерактивная доска, оборудование для демонстрационного опыта.
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдёт вам впрок. Будем слушать, отвечать. Работать с текстом и играть. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, плодотворной работы и достижения результатов. А что пожелаете вы друг другу? Я предлагаю вам повернуться друг к другу и, соприкасаясь пальцами, произнести пожелание: на большой палец – «желаю», на указательный – «успеха», на средний – «большого», на безымянный – «везде», на мизинец – «во всём».
II Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся.
Какие оболочки Земли вы знаете? (твёрдая, водная, живая, воздушная). А о какой оболочке пойдёт речь, вы узнаете из загадки.
Есть ли, дети, одеяло.
Чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало.
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть.
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропустило б дождь и свет.
Есть, а вроде бы и нет?
О чём идёт речь? (о воздушной оболочке). Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера). Сообщение темы урока (слайд). Совместное целеполагание.
План (слайд)
1. Воздушный океан Земли.
2. Состав атмосферы.
3. Строение атмосферы.
4. Значение атмосферы.
На доске записано.
Узнаем: что такое «атмосфера»; состав атмосферного воздуха.
Научимся: характеризовать состав, строение атмосферы и озонового слоя, называть и характеризовать слои атмосферы.
Что вам известно из курса «Человек и мир» о составе и свойствах воздуха? Воздух – смесь газов, из которых состоит воздушная оболочка Земли. Свойства (бесцветен, прозрачен, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, тёплый воздух поднимается вверх, не сохраняет свой объём и не имеет собственной формы, плохо проводит тепло).
Приведите примеры использования упругости сжатого воздуха (футбольный мяч, велосипедные или автомобильные шины). Какой вывод можно сделать об использовании воздуха.
Демонстрация опыта. Поджигаю две свечи. Одну накрываю банкой. Предлагаю понаблюдать за свечами, отметить, какая из них быстрее погаснет и объяснить почему. (Нет доступа кислорода). Для чего нужен кислород? (Для дыхания). Нашу планету окружает невидимая газовая оболочка. Её называют воздушным океаном. А почему? Вы узнаете, изучив материал учебного пособия на с. 84–85.
III Изучение нового материала
3.1 Воздушный океан Земли
Объясните и докажите смысл фразы «Мы живём на дне воздушного океана». Для этого работаем с учебником с. 84–85.Метод 1*2*4. Сначала ребята записывают свой ответ на листике индивидуально, затем в парах обсуждают. Потом объединяются в четвёрки. Высказывают свою точку зрения. («Мы живём на дне воздушного океана потому, что нижней границей атмосферы является земная поверхность, атмосфера самая верхняя и наименее плотная оболочка, наиболее пригодна для жизни»).
Делают выводы. Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка Земли). Что является нижней границей, верхней границей атмосферы? Какая сила удерживает атмосферу планеты? (Сила притяжения). Как называют науку, изучающая атмосферу и процессы, происходящие в ней? (Метеорология). Из каких газов состоит атмосфера, вы узнаете, изучив второй пункт плана.
3.2 Состав атмосферы (слайд).
Анализируют схему (Приложение 1) и текст учебника с. 85, атлас с. 14. Из каких газов состоит атмосфера? (Азот – 78 %, кислород – 21 %, углекислый газ – 0,038 %).
Атмосфера – неоднородная оболочка, в её составе выделяют слои, которые отличаются по составу, плотности и температуре.
Физкультминутка (релаксация под спокойную космическую музыку).
3.3 Строение атмосферы.
Мы можем отправиться в путешествие, чтобы исследовать слои, из которых состоит атмосфера. Для этого вы будете работать в группах. (Метод перекрёстные группы). Каждой группе предлагается задание. Распределяю обязанности в группе каждому учащемуся (спикер, секретарь, чтец, хранитель времени).
Группы исследуют:
1-я группа – Тропосфера с. 86
2-я группа – Стратосфера с. 87
3-я группа – Мезосфера с. 87
4-я группа – Термосфера и экзосфера с. 87
Таблица у ребят на столах как раздаточный материал.
А теперь мы будем заполнять таблицу, которая у вас на столах, по мере появления информации, которую необходимо отразить в таблице.
Ребята рассчитываются по порядковым номерам 1, 2, 3, 4, формируются группы первого состава. Заполняют таблицу. Затем в одну группу объединяются все первые номера, в другую вторые и т.д. Каждый из участников первого состава рассказывает группе о результатах работы, а остальные в группе слушают и дополняют таблицу.
Выступает один представитель (спикер) от группы второго состава и озвучивает результаты работы в группе. По ходу выступления демонстрируется таблицу (слайд). Осуществляется контроль и самоконтроль, коррекция ошибок.
3.4 Значение атмосферы.
Какое значение имеет атмосфера? Демонстрируется видеофрагмент «Значение атмосферы». После просмотра видеофрагмента и пользуясь учебником с. 88 каждый дополняет схему недостающими словами. Осуществляется проверка схемы и коррекция ошибок (слайд).
Можно ли обойтись без атмосферы? Давайте проведём эксперимент.
1. Закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет. Какой вывод можно сделать.
2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты. Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.
3. Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете? Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.
IV Закрепление изученного материала
Выполняют задания на интерактивной доске
https://learningapps.org/display?v=pb9z0kggt19 – найти соответствие.
Соотнести:
а) 78 % – азот;
б) 16–18 км – мощность тропосферы над экватором;
в) 1000–1200 км – мощность атмосферы;
г) 20–25 км – озоновый слой;
д) 0.038 – углекислый газ.
https://learningapps.org/view3809898 – вставить недостающие слова вместо пропусков.
https://learningapps.org/view2551418 – кроссворд.
Осуществляется коррекция ошибок по ходу выполнения заданий.
V Выходной контроль
Выполняют тест https://learningapps.org/display?v=px4hhtsp519 за компьютерами (Приложение 2).
Самопроверка и коррекция ошибок.
VI Информация о д/з (слайд)
Обязательное: § 14, вопросы 1–6, с. 89.
Дополнительное: рубрика «Давай обсудим».
VII Подведение итогов урока
Выставление отметок с комментированием.
VIII Рефлексия
Сегодня на уроке:
Я узнал (а) новое __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Для меня было интересным_______________________________________________
______________________________________________________________________________
Наиболее трудным для усвоения_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Усвоено хорошо__________________________________________________________
Думаю, что тему урока усвоил(а) на ______ (балла)
Знания по теме можно применить______________________________________
Только зная строение и свойства атмосферы, её значение для жизни всего живого на Земле, зная, как человек воздействует на атмосферу, можно сохранить чистый воздух, атмосферу.